Коломенская фантазия. Мифическая петербургская улица на картине ХIХ века

«В Петербурге зима была суровая и жуткая, — отмечал в своих мемуарах историк искусства Александр Бенуа, — но в Петербурге же люди научились превращать ее в нечто приятное и великолепное!»

Коломенская фантазия. Мифическая петербургская улица на картине ХIХ века | Картина довольно плотно «населена», но нет ощущения современной городской суеты. Тот Петербург кажется спокойным и немного провинциальным./Репродукция. ФОТО автора

Картина довольно плотно «населена», но нет ощущения современной городской суеты. Тот Петербург кажется спокойным и немного провинциальным./Репродукция. ФОТО автора

Оказавшись в Петербурге вместе с автором этого полотна (ныне оно хранится в Эрмитаже), неизвестным художником второй половины ХIХ века, мы были бы впечатлены атмосферой города: звуками, запахами, внешним видом людей и домов.

Изображенный на картине Никольский собор достаточно хорошо узнаваем, видна решетка Екатерининского канала… Но такой широкой улицы от канала в сторону Фонтанки нет. На месте домов в правой части картины на самом деле располагается ансамбль зданий Никольского рынка, возведенный еще в конце XVIII века.

Подобным простором могли бы похвастать лишь Садовая или улица Глинки. Будем считать, что запечатленная мифическая улица расположена в непарадной части города, вблизи большого рынка в Коломне. Этот участок Спасской части Петербурга был населен горожанами разных сословий — торговцами, служащими и более состоятельными людьми. Почти все изображенные люди заняты делом: что‑то несут, спешат по делам или на службу.

Современного человека, перенесшегося в ту эпоху, наверняка удивило бы, что практически никто из запечатленных на картине людей не соблюдает, говоря современным языком, правил дорожного движения. Дорогу можно было перебегать в любом месте. Главное — успеть перед очередными приближающимися санями или экипажем.

Снежный покров позволял с помощью саней легко перемещать грузы в два-три раза тяжелее, чем могла бы везти лошадь на колесной телеге. Этим явно воспользовались два торговца, основательно нагрузившие бочками свои сани-розвальни. «Телега хлеб в дом возит, сани на базар», — говорит русская пословица. Зимой коммерсанты спешили реализовать все летне-осенние запасы. Именно поэтому вино, огурцы или селедка в бочках с комфортом едут к покупателям в ближайшую торговую лавку.

Однако отметим, что снега немного, поэтому многие петербуржцы привычно продолжают передвигаться в каретах на колесах. Экипаж, который видно вдали, неспешно едет с Невского проспекта или с Театральной площади. Придут большие снегопады — и тогда в столице появятся кареты на полозьях. Колеса положат в каретный сарай до лучших времен…

Проявляя воображение и далее, художник поместил на своей улице городскую управу (именно такая надпись значится на фасаде здания в левой части картины). Конечно, это именно из нее поспешно вышли навстречу нам два чиновника в зимних шинелях, туда же, в управу, по всей видимости, по важному делу направляются и две дамы в ярких шляпах с перьями.

А совсем рядом — женщины и девочки простых сословий. Их мы узнаем по платкам на головах. Девочки присматриваются к разносчице, несущей на голове свой товар. У разносчицы — белый передник, а значит, она торгует чем‑то съедобным, возможно — пирожками.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в«Дзен».

#картина #история #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7334) от 13.01.2023 под заголовком «Коломенская фантазия».


Комментарии