Коломенская фантазия. Мифическая петербургская улица на картине ХIХ века
«В Петербурге зима была суровая и жуткая, — отмечал в своих мемуарах историк искусства Александр Бенуа, — но в Петербурге же люди научились превращать ее в нечто приятное и великолепное!»

Картина довольно плотно «населена», но нет ощущения современной городской суеты. Тот Петербург кажется спокойным и немного провинциальным./Репродукция. ФОТО автора
Оказавшись в Петербурге вместе с автором этого полотна (ныне оно хранится в Эрмитаже), неизвестным художником второй половины ХIХ века, мы были бы впечатлены атмосферой города: звуками, запахами, внешним видом людей и домов.
Изображенный на картине Никольский собор достаточно хорошо узнаваем, видна решетка Екатерининского канала… Но такой широкой улицы от канала в сторону Фонтанки нет. На месте домов в правой части картины на самом деле располагается ансамбль зданий Никольского рынка, возведенный еще в конце XVIII века.
Подобным простором могли бы похвастать лишь Садовая или улица Глинки. Будем считать, что запечатленная мифическая улица расположена в непарадной части города, вблизи большого рынка в Коломне. Этот участок Спасской части Петербурга был населен горожанами разных сословий — торговцами, служащими и более состоятельными людьми. Почти все изображенные люди заняты делом: что‑то несут, спешат по делам или на службу.
Современного человека, перенесшегося в ту эпоху, наверняка удивило бы, что практически никто из запечатленных на картине людей не соблюдает, говоря современным языком, правил дорожного движения. Дорогу можно было перебегать в любом месте. Главное — успеть перед очередными приближающимися санями или экипажем.
Снежный покров позволял с помощью саней легко перемещать грузы в два-три раза тяжелее, чем могла бы везти лошадь на колесной телеге. Этим явно воспользовались два торговца, основательно нагрузившие бочками свои сани-розвальни. «Телега хлеб в дом возит, сани на базар», — говорит русская пословица. Зимой коммерсанты спешили реализовать все летне-осенние запасы. Именно поэтому вино, огурцы или селедка в бочках с комфортом едут к покупателям в ближайшую торговую лавку.
Однако отметим, что снега немного, поэтому многие петербуржцы привычно продолжают передвигаться в каретах на колесах. Экипаж, который видно вдали, неспешно едет с Невского проспекта или с Театральной площади. Придут большие снегопады — и тогда в столице появятся кареты на полозьях. Колеса положат в каретный сарай до лучших времен…
Проявляя воображение и далее, художник поместил на своей улице городскую управу (именно такая надпись значится на фасаде здания в левой части картины). Конечно, это именно из нее поспешно вышли навстречу нам два чиновника в зимних шинелях, туда же, в управу, по всей видимости, по важному делу направляются и две дамы в ярких шляпах с перьями.
А совсем рядом — женщины и девочки простых сословий. Их мы узнаем по платкам на головах. Девочки присматриваются к разносчице, несущей на голове свой товар. У разносчицы — белый передник, а значит, она торгует чем‑то съедобным, возможно — пирожками.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в«Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7334) от 13.01.2023 под заголовком «Коломенская фантазия».
Материалы рубрики
Дело о фальшивом маргарине. Размах его производства в XIX веке требовал принятия специального закона
Кому сказать спасибо? История из жизни в блокадном Ленинграде
Полтава, вождь и лев. На одной открытке соединились сразу три сюжета
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии