Встречали криками «ура»: 100 лет назад трамвайное сообщение добралось до Озерков

Это событие произошло 3 октября 1926 года, когда вагоны маршрута № 20, украшенные еловыми ветвями, кумачом и красными флагами, двинулись от площади Лассаля (ныне площадь Искусств) через весь город на Выборгскую сторону и далее до конечной остановки сразу же за Поклонной горой.

Встречали криками «ура»: 100 лет назад трамвайное сообщение добралось до Озерков | Хотя какие‑то постройки с тех времен сохранились, узнать на этой фотографии нынешний проспект Энгельса весьма затруднительно./ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Хотя какие‑то постройки с тех времен сохранились, узнать на этой фотографии нынешний проспект Энгельса весьма затруднительно./ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

​​Успешный опыт трамвайного движения в центре столицы, начавшегося в 1907 году, воодушевил горожан, просивших власти о проведении новых линий. По­этому и в северную часть города, Лесной участок, трамвайные пути были проложены еще в начале ХХ века. В ту пору этот участок включал в себя обширную территорию, ограниченную с юга Выборгской стороной, с запада — Новодеревенским, а с востока — Полюстровским участками. В него входили собственно Лесной, а также Удельная, Озерки, Сосновка, Кушелевка и Гражданка.

Проект проведения электрического трамвая в Лесной неоднократно обсуждался городской думой в 1911 – 1912 годах и окончательно был утвержден строительно-технической комиссией Министерства внутренних дел 16 мая 1913 года. К июню следующего года линия электрического трамвая (он должен был заменить паровой) была проведена от Выборгского шоссе через весь 2‑й Муринский проспект до Политехнического института. Началась также прокладка линии от 1‑го Муринского проспекта: новая трасса прошла через проложенный в 1915 году Алексеевский проспект (ныне Политехническая улица) мимо станции Кушелевка.

Однако из‑за начавшейся Первой мировой войны сроки пуска трамвая по Алексеевскому проспекту в течение всего 1916 года постоянно переносили. Не был реализован и план проведения трамвайной линии в сторону Гражданки.

Еще один неосуществленный проект дореволюционного Петербурга — трамвайная линия на Выборгском шоссе. В 1911 – 1914 годах городские власти обсуждали проект надворного советника Ф. А. Липского и инженера А. В. Белого о проведении трамвая от 2‑го Муринского проспекта до Парголова с поворотом на Юкки. Если бы этот проект был воплощен в жизнь, управление конно-железных дорог обеспечивало бы трамвайное движение в черте города, а частные инвесторы — на территории Петербургского уездного земства. Однако по решению столичного губернатора весной 1914 года проект был отклонен на неопределенный срок, а затем в дело вмешалась Первая мировая война.

Вернулись к нему уже при советской власти. В течение нескольких месяцев 1926 года был проложен однопутный рельсовый путь, связавший жителей Удельной и Озерков с центром города. 3 октября 1926 года, как сообщала «Ленинградская правда», «с утра на новой линии выстроился десяток разу­крашенных вагонов с первыми пассажирами».

Выступивший на митинге председатель Ленсовета Н. П. Комаров заявил, что, согласно пятилетнему плану, все рабочие районы должны получить трамвайное сообщение и уличное освещение. «Красная газета» сообщала: «Население Удельной и Озерков встречает первый трамвай криками «ура». В честь открытия первый рейс был бесплатным, затем — по обычному тарифу. От площади Лассаля до Озерков он стоил 15 копеек, если требовалось преодолеть лишь часть пути — от 7 до 10 копеек.

Новая линия заканчивалась у разъезда «Озерки», который находился на Выборгском шоссе в районе Елизаветинской улицы. Через некоторое время чуть ближе к городу, в районе нынешней станции метро «Озерки», появилось трамвайное кольцо. Еще одно, напротив храма Спаса Нерукотворного Образа, возникло в 1934 году, когда Озерковскую линию продлили до 1‑го Парголова. При этом от Озерков до Парголова линия была однопутной, а у Елизаветинской улицы был сделан специальный разъезд. Двухпутным этот участок стал только в начале 1980‑х годов. В 1982 году линию продлили до улицы Жени Егоровой, где трамвайное кольцо находится и сейчас.

Так, «по частям», был реализован грандиозный проект начала ХХ века, нацеленный на соединение городских окраин с центром города, а вечный 20‑й маршрут до сих пор звенит на проспекте Энгельса, развозя жителей и подбрасывая их к станциям метро «Озерки», «Удельная», «Лесная», «Выборгская» и «Площадь Ленина».

Читайте также:

Был в графском парке Чертов мост. Как сложилась судьба Александровского лесопарка

Памятник героизму. Как на реке Волхов строили ГЭС для электроснабжение Пет­рограда


#история #трамвай #Озерки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (7763) от 04.10.2024 под заголовком «На трамвае в Озерки».


Комментарии