Время первых яхт. История создания Невского флота
Многие современники Петра Великого отмечали, что одним из любимых его удовольствий в новой столице было катание на яхте по Неве. Петр не был бы Великим, если бы не поставил это свое удовольствие на службу Отечеству.
Современный петербургский художник Андрей Тронь изобразил яхту Петра Великого «Декроне» у форта «Кроншлот». На ней поднят флаг невского флота.
Желая приобщить своих сограждан к этому прекрасному занятию, а заодно и приучить их к морскому делу, Петр издал 12 (23) апреля 1718 года, то есть триста лет назад, указ о создании Невского флота.
В соответствии с указом, Петр «безденежно» раздал своим приближенным 141 судно, в том числе яхты, буеры (плоскодонное суденышко) и верейки (ту, что принадлежала Петру, можно увидеть в музее на Петровской набережной). Кому-то лишь одну единицу, кому-то - аж четыре. И, кроме того, свои суда обрели Правительствующий сенат, Святейший Синод и Александро-Невский монастырь. Корабли эти были построены на Партикулярной верфи, располагавшейся на Фонтанке напротив Летнего сада.
Отныне лица, получившие суда, называвшиеся потомственными, были обязаны в определенные дни собираться у Троицкой площади для экзерциций. Оповещали их об этом пушечным выстрелом и поднятием флагов в шести местах на набережных Невы.
Адмиралом невского флота Петр назначил стольника (так именовался человек при дворе, занимавшийся обслуживанием царской трапезы) Ивана Потемкина, который не только руководил, но и вел учет посещаемости: отсутствующим грозил штраф. Подобные принудительные меры были характерны для мероприятий, проводимых Петром I, будь то ассамблея или маскарад.
Экзерциции невского флота с самого начала стали мероприятием исключительным. Многие его участники брали на борт музыкантов; разумеется, не обходилось и без пушечной пальбы. Флотилия, украшенная флагами, под этот аккомпанемент проходила по Неве чаще всего в Екатерингоф, но иногда и к острову Котлин.
Ни одно существенное событие в столице не проходило без участия невского флота, например, закладка крепости Кронштадт или перенос мощей Александра Невского. Мемуарист Питер Генри Брюс, родственник знаменитых братьев Романа и Якова Брюсов, сподвижников Петра, отмечал, что итогом плаваний невского флота было то, что многие молодые люди научились обращаться с парусами. Именно этого и добивался Петр, понимая настоятельную необходимость развития морской торговли.
Несмотря на то что эта организация была добровольно-принудительной и у нее не было отдельного места базирования, невский флот фактически был первым в России и мире яхт-клубом (это отмечал историк А. П. Соколов еще в 1849 году). Помимо обучения морским премудростям он объединял сподвижников Петра, в числе коих были Корнелий Крюйс, Федор Апраксин, Иван Головин, Яков Долгоруков, общим красивым, хотя и непростым делом. Их отношения между собой были далеко не всегда безоблачными, и участие в совместном плавании помогало разогнать эти тучи.
После смерти царя-реформатора Екатерина I первое время продолжила это начинание, но затем оно оказалось забыто: Невский флот прекратил свое существование. Его «реинкарнация» произошла спустя более чем столетие, в 1846 году, когда стараниями князя А. Я. Лобанова-Ростовского, чей предок князь Я. И. Лобанов был членом Невского флота, начал свою деятельность Санкт-Петербургский императорский яхт-клуб. К концу XIX века в Петербурге было около двадцати яхт-клубов. Полюбоваться красавицами-яхтами на акватории Невы и на Финском заливе можно и сегодня. А это означает, что традиции, заложенные Петром Великим, живы и поныне.
Материал был опубликован в газете под № 076 (6185) от 27.04.2018 под заголовком «Яхтсмены поневоле».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 076 (6185) от 27.04.2018.
Комментарии