Возвращение императора. История памятника Петру I
Весна 1945 года. Конный памятник императору Петру I, широко известный под названием «Прадеду правнук», в весьма непривычным положении. Он не возвышается на пьедестале, а лежит на боку, опираясь на конструкцию из толстых брусьев и шпал. Именно таким запечатлел его фотокорреспондент ТАСС Александр Бродский — отец будущего поэта.
Подготовка памятника Петру I (скульптор Б. К. Растрелли) к установке на пьедестал перед главным фасадом Инженерного замка. 1945 г. Автор съемки А. И. Бродский./ Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2023. Ар 107829
У этого монумента непростая судьба. Еще в 1716 году Петр I повелел скульптору Бартоломео Растрелли приступить к созданию конной статуи, изображающей его, основателя Петербурга, победителя шведов под Полтавой. Собственно, царь повелел «вылить его Государеву статую медную на коне в Полтавском поле». Чтобы добиться портретного сходства, скульптору было позволено снять маску с лица Петра I.
Создание моделей продолжалось до смерти императора-заказчика, затем дело было отложено. Вспомнила о памятнике дочь Петра I — императрица Елизавета. При ней скульптор завершил работы, но установить статую тогда не успели. Уже отлитый монумент не понравился новой государыне — Екатерине II. Она посчитала, что памятник «не сделан с искусством каково б должно представить великого монарха и служить ко украшению столичного города Санкт-Петербурга», и монумент на долгие годы отправился в деревянный сарай. Лишь в 1800 году повелением императора Павла I конная статуя была установлена перед главными воротами Михайловского замка…
Летом 1941 года долгое спокойное существование многострадального монумента было прервано. Решением Ленгорисполкома от 25 июня под грифом «секретно» предписывалось провести первоочередные работы по укрытию важнейших памятников города. На эти цели оперативно выделили необходимые материалы: песок, глину, бревна, доски, гвозди, толь, мешковину, оберточную бумагу, веревки, технический вазелин, тавот (солидол). К укрытию памятников поначалу привлекали военнослужащих, специалистов строительных учреждений, однако скоро многие мужчины ушли на фронт, и все заботы легли на женские плечи.
Одни монументы укрывали, не снимая с пьедесталов. Другие демонтировали, укладывали в специальные ямы и зарывали. Именно в такое убежище и был отправлен «Прадеду правнук». По проекту, разработанному архитектором-реставратором Александром Гессеном, памятник был укрыт в котловане, вырытом неподалеку.
9 апреля 1945 года, в соответствии с постановлением Ленгорисполкома «О снятии защитных ограждений с городских монументов», начались работы по приведению памятников города в прежнее состояние. Вскоре бронзовый Петр I вновь занял свое место перед главным фасадом Михайловского (Инженерного) замка, где благополучно пребывает и поныне.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (7433) от 09.06.2023 под заголовком «Возвращение императора».
Комментарии