Ворота Ирана открыты для тех, кто уважает культуру и прошлое страны

Громадная территория и древняя цивилизация, сохранившая себя, несмотря на многочисленные нашествия завоевателей. Государство, крупные города в котором появились раньше, чем в Европе… Все это — Иран, который прежде назывался Персией. Страна-сосед, о которой мы знаем непростительно мало, хотя дипломатические отношения с ней были установлены более пятисот лет назад, еще при Иване Грозном. Вместе с нашим собеседником кандидатом исторических наук, доцентом Санкт-Петербургского государственного университета Романом НАЛИВАЙКО, попытаемся хотя бы кратко, в конспективном виде представить себе историю этой державы.

Ворота Ирана открыты для тех, кто уважает культуру и прошлое страны | Руины древнего Персеполя — один из первых исторических объектов Ирана, внесенных в С­писок всемирного наследия ЮНЕСКО./ФОТО Rolf Zimmermann/ТАСС

Руины древнего Персеполя — один из первых исторических объектов Ирана, внесенных в С­писок всемирного наследия ЮНЕСКО./ФОТО Rolf Zimmermann/ТАСС

— Роман Алексеевич, ее прошлое действительно столь грандиозно?

— Если вы не возражаете, начну с бытового момента. Персидские ковры, персидские кошки, персидская сирень… Эти выражения у всех на слуху. Так что Персия к нам гораздо ближе, чем это может показаться.

Что же касается ее истории… В октябре 1971 года в Иране необычайно торжественно отмечали 2500‑летие персидской монархии. В честь юбилея в центре Тегерана возвели башню Азади, на сооружение которой потратили восемь тысяч блоков белого мрамора. Сегодня это символ столицы, ее самый посещаемый объект, его также называют «Ворота в Иран» или «Эйфелева башня Тегерана». Некоторые оппозиционные современники возмущались: не следовало, мол, государству тратить такие деньги на юбилей, лучше было использовать их в социальной сфере. Тем не менее праздник прозвучал на весь мир.

Тогдашний правитель страны шах Мохаммед Реза Пехлеви стремился показать всему миру, какой великой историей обладает Иран, насколько могущественными были легендарные персидские цари. Недаром официальный символ празднования включал в себя изображение глиняного цилиндра Кира Великого. На нем правитель клинописью — одной из древнейших форм письма! — повелел выбить список своих побед. С XIX века этот артефакт хранится в Британском музее.

Кир Великий (известный также как Кир II), правивший в VI веке до нашей эры, стал основателем династии Ахеменидов, находившейся у власти с 550-го до 330 года. Он был первым персидским царем, в историю вошел как один из великих завоевателей. При Кире II впервые были объединены два самых крупных индо-иранских племени — персы и мидяне. Это был период наибольшего могущества Персии. Ее территория простиралась до Центральной и Малой Азии, долины Инда и Египта.

Не менее знаменит был правивший в 522 – 486 годах до нашей эры царь Дарий I, при котором Персидская империя расширилась до Балкан. Недаром центром празднеств 2500‑летия персидской монархии стал Персеполь — бывшая столица, основанная Дарием I.

Однако его знаменитый скифский поход, датируемый 519 годом до нашей эры, закончился неудачей. Скифы, не вступая в стычки с крупными силами врага, измотали его хитростью. Отступая, они жгли на пути войск траву, закапывали и портили источники с водой. В конце концов персы были вынуждены прекратить преследование…

В последующие годы потомки Дария ослабили железную дисциплину в подчиненных провинциях. Мятежи и беспорядки расшатали управление страной, и в 330 году до нашей эры Персидскую империю завоевал Александр Македонский. Он сжег Персеполь и положил конец великой империи Ахеменидов.

Персия вернула себе независимость только после распада империи Македонского. И персидское царство су­ществовало до VII века нашей эры, когда было завоевано арабами, пришедшими с Аравийского полуострова. Персия тогда стала частью могу­щественного Арабского халифата, распространившегося на Ближний Восток, воевавшего с Византией, добравшегося до Кавказа. На западе ему покорилась Испания.

Арабский халифат принес в Персию ислам. И тот практически полностью подавил изначальную религию — зороастризм. Исламизация привела к смене письменности. Если прежде пользовались алфавитом, созданным на основе финикийской письменности (от нее происходит и арабская вязь, и латинский с греческим алфавиты), то теперь произошел переход на арабскую графику…

В XI веке с волной тюркских народов на земли Персии нагрянули очередные завоеватели. Затем — монгольские нашествия. В 1220 году Чингисхан атаковал северо-восточные земли. Монгольские воины разорили многие персидские провинции, нещадно уничтожая население.

Следующее возвращение независимости произошло в начале XVI века с приходом к власти персидской династии Сефевидов. Этот период стал расцветом иранской цивилизации. Столица Сефевидов Исфахан была одним из самых цивилизованных мест на земле, задолго до появления большинства городов в Европе.

Именно тогда, в 1521 году, и были установлены первые дипломатические контакты между Персией и Московским государством. От шаха Исмаила к Василию III прибыло посольство. А чуть позже, во времена Ивана Грозного, интересы Московского государства и Персии и вовсе совпали.

— С чем это было связано?

— С продвижением России на Северный Кавказ и в Закавказье. В ту пору за них боролись две империи — Османская и Персидская. Россия и Персия были соперниками Османской империи, что и обусловило их сближение. Но союзниками назвать их было никак нельзя.

В 1651 – 1653 годах между нашими странами произошло первое военное столкновение. Объектом споров стал Сунженский острог — русское поселение-крепость недалеко от впадения реки Сунжи в Терек. России пришлось отступить: это было время кануна войны с Польшей — тогда было не до Северного Кавказа.

Следующая историческая веха русско-персидских отношений — восстание Степана Разина: оно ведь началось не с того, что он собирался идти на ­Москву и казнить бояр, а с его Каспийского похода. Разин во главе своего флота совершил грабительские набеги на побережье Каспийского моря. Повстанцы нанесли поражение флоту Мамед-хана, наместника Астерабадского. Именно тогда Разин захватил дочку Мамед-хана, которую, согласно строкам знаменитой песни, утопил в Волге.

— Имеете в виду «…и за борт ее бросает в набежавшую волну»?

— Конечно. По легенде, ханская дочка настолько заворожила атамана, что Степан Разин решил на ней жениться. Однако казаки посчитали это предательством и обвинили его в измене. Чтобы доказать свою верность, Разин утопил несчастную девушку…

Этот сюжет, кстати, обыгрывал и Пушкин в «Песне о Стеньке Разине». Считается, что в основе — рассказ голландского путешественника Яна Стрейса, который в 1660 – 1670‑х годах посетил Россию, лично встречался с Разиным и описал увиденное в своей путевой книге.

…Вот мы и дошли до времен Петра Великого. Свое внимание на Персию он обратил уже на исходе царствования. Известен его Каспийский, или Персидский, поход, осуществленный в 1722 – 1723 годах. Фактически он стал последним крупным внешнеполитическим предприятием Петра.

Он отвоевал у Персии часть прикас­пийских земель, однако они принесли России одни только неприятности. Там квартировал так называемый низовой корпус русских войск, и за несколько лет от пуль погибли чуть более пятисот бойцов, а от эпидемий и болезней — около сорока тысяч. Для сравнения: примерно столько Швеция потеряла в Полтавской битве.

В итоге Россия избавилась от этих провинций в 1735 – 1736 годах, во времена Анны Иоанновны, вернув их персам. Благодаря чему получила в лице Персии союзника против Османской империи, правда, довольно опасного, воинственного. В Персии в это время правил знаменитый Надир-шах, памятник которому установлен ныне в Тегеране над его мавзолеем. Именно этот правитель, ставший основателем новой династии Афшаридов, значительно расширил границы государства, присоединив к Персии территории современных Армении, Грузии, Азербайджана и часть Дагестана.

Надир-шах создал одну из крупнейших империй в истории Востока. Его называли вторым Александром Македонским или «Наполеоном Востока». Интересно, что и Наполеон Бонапарт восхищался шахом, восхваляя его в письме Фатх-Али-шаху Каджару, и сам считал себя новым Надиром…

— Правильно ли я понимаю, что притязания России в Закавказье всякий раз сталкивались с противодействием Персии?

— Совершенно верно. Но как бы то ни было, Российская империя не собиралась уступать. В 1783 году Россия и Восточная Грузия заключили Георгиевский трактат, по которому Россия обязывалась ее защищать. И, после того как в 1795 году персидский шах напал на Грузию, разорил Тифлис, Россия отправила войска, которые должны были выполнить союзные обязательства.

Речь о так называемом Каспийском походе Екатерины II, которым руководил Валериан Зубов. Но это уже был последний год жизни императрицы. Пришедший к власти Павел, как известно, действовал по принципу: делать все не так, как было при матушке. Соответственно, поход был прекращен. Но ситуация показала: протекторат России над Грузией, провозглашенный Георгиевским трактатом, — полумера. То есть либо надо вообще уйти из Закавказья, либо прий­ти туда, что называется, «всерьез и надолго». И значит — сломить сопротивление Персии.

Показательно, что именно Павел I решил вопрос с присоединением Закавказья. Когда к нему прибыло посольство от царя Георгия XII, Павел дал принципиальное согласие на присоединение Восточной Грузии. Окончательное решение принимал уже Александр I. В 1801 году был подписан манифест, по которому к Российской империи сначала была присоединена Восточная, а затем Западная Грузия. Таким образом империя прочно обосновалась в Закавказье. После чего, как нетрудно предположить, последовала очередная русско-персидская война за сферы влияния.

Кстати, тогда, в начале XIX века, России пришлось практически одновременно воевать и с Персией, и с Османской империей. На противоречиях пыталась играть французская дип­ломатия. Наполеону было выгодно, чтобы Россия увязла в восточных делах и не вмешивалась в европейские распри. Другое дело, что ни Турция, ни Персия уже не были настолько сильны, чтобы оказывать серьезное сопротивление России.

По итогам войны, завершившейся в 1813 году, Россия получила от Персии северный Азербайджан (то есть фактически территорию нынешнего Азербайджана).

— Как случилось, что к началу XIX века Персия и Турция, которые прежде были очень мощными государствами, контролировавшими огромные пространства, стали резко терять силу?

— Действительно, до XV – XVI веков доминировал Восток, но уже во второй половине XVI века инициативу начал постепенно перехватывать Запад. Для европейской истории рубежом можно назвать морскую битву у мыса Лепанто в 1571 году, когда венецианский флот нанес поражение османскому, а для России — Молодинскую битву 1572 года, когда крымского хана не пустили к Москве. Почему восточные государства теряли силу, ученые спорят до сих пор. Называют факторы и экономические, и военные, и идеологические…

Но вернусь к нашим взаимоотношениям с Персией. После поражения, испытанного ею в 1813 году, в ней царили реваншистские настроения, чем не преминула воспользоваться Британия. Дабы Россия поменьше занималась турецкими делами, она тогда поучаствовала в организации очередной русско-персидской войны. Когда в Петербурге произошло восстание декабристов, в Тегеране — не без влияния английских дипломатов — посчитали, что Россия крайне ослаблена и самое время напасть.

Война, происходившая в 1826 – 1828 годах, стала последним столкновением между Россией и Персией. Под Елизаветполем (ныне Гянджа в Азербайджане) персы потерпели поражение. Россия перенесла боевые действия в южный Азербайджан, создала угрозу Тегерану, после чего Персия подписала Туркманчайский мирный договор. Россия получила Восточную Армению, а с ней и наложенную на Персию контрибуцию.

Сторонником активных действий на Востоке был Александр Грибоедов, который был резидентом в Персии. Он и пал жертвой провокации: 30 января 1829 года на русскую дипломатическую миссию было совершено нападение. Погибли 36 человек, включая Грибоедова. Предполагают, что за этими событиями тоже стояла Британия, которая в очередной раз пыталась столкнуть наши страны.

Но не получилось! Правительство Персии принесло официальные извинения, заявив, что к этому эксцессу непричастно. Николай I извинения принял. В качестве компенсации Персия преподнесла российскому императору знаменитый алмаз «Шах»…

Позднее, во время Крымской войны, европейские «партнеры» пытались вновь натравить Персию на Россию.

— И как?

— Снова безуспешно: она осталась нейтральной… Тем не менее свою самостоятельность Персия начала терять, во второй половине XIX века она постепенно превращается в британскую колонию. В нее пришел английский капитал, Англия строила и конт­ролировала дороги, получала концессии на добычу и разработку ресурсов, и Персия в итоге попала в финансовую зависимость.

Россия пыталась этому противодействовать. В 1903 году был создан Русско-персидский банк, Россия предоставила Персии кредит, по которому та рассчиталась с британским долгом. Британия в свою очередь была недовольна усилением русского влияния в Персии и, воспользовавшись ослаб­лением России после ее поражения в Японской войне, навязала ей выгодный для себя договор о разделе Персии. Он был заключен в 1907 году.

Персию разделили на сферы влияния: северная относилась к российской зоне интересов, южная — к британской. Между ними — нейтральная буферная территория. Британия этим соглашением сделала основное: не пус­тила Россию на Ближний Восток.

Советская Россия пришла в этот регион с совершенно другими лозунгами — «мировой революции», «борьбы против империализма». Персия тогда активно сотрудничала со страной победившего пролетариата: ей надо было показать Британии — мол, в случае чего она может и без нее обойтись.

В феврале 1921 года был подписан советско-персидский договор о дружбе, по которому Персия получила острова в Каспийском море, право держать свой флот. Она обязывалась не допускать на свою территорию ­войска третьих стран. Этот договор был нужен Советской России, чтобы избавить себя от перспективы возобновления английской интервенции. И, действительно, в мае 1921 года английские войска были из Персии выведены.

В 1935 году страна стала называться Ираном. Тогдашний правитель Реза-шах Пехлеви объяснил это тем, что внутри самого государства для его обозначения применяется слово «ирани». Персия же — это область, из которой происходила динас­тия Ахеменидов… А название «Иран» происходит от персидского слова, которое означает «страна ариев». Ариями называют племена и народы, говорившие на языках арийской (индо-иранской) группы — на древнем санскрите и хинди. Эти же языки использовали скифы и сарматы.

В начале Второй мировой войны «персидскую карту» пыталась ­разыграть Германия, борясь с Британской империей за влияние на Ближнем Востоке. И надо сказать, что борьбу проиграла. Известный прогерманскими настроениями правитель Ирана Реза-шах Пехлеви в сентябре 1941 года лишился власти — отрекся от престола. После чего Британия и СССР ввели в страну свои войска, а в 1942 году там появились и американцы.

— Об участии Ирана в победе Советского Союза во Второй мировой войне говорят нечасто…

— А это действительно так. Через Иран по ленд-лизу в СССР шла большая часть западной помощи. И это был достаточно безопасный коридор. Кстати, именно в Тегеране 1 ноября 1943 года произошла первая встреча лидеров стран союзников по антигитлеровской коалиции — Сталина, Рузвельта и Черчилля, так называемая Большая тройка. В качестве места проведения конференции рассматривались Стамбул, Каир, Багдад. Считается, что именно Сталин настоял на том, чтобы конференция проходила как можно ближе к границам СССР.

И, между прочим, на завершающем этапе Второй мировой войны именно Иран стал причиной кризиса, ставшего предвестником будущей холодной войны. 19 мая 1945 года иранское правительство обратилось к СССР, США и Британии с просьбой вывести войска, мотивируя это окончанием войны с Германией. США вывели свои войска к январю 1946 года, Англия — в марте. СССР сделал это последним, что очень не понравилось союзникам и, не исключено, «вдохновило» Черчилля на Фултонскую речь.

Что было дальше? В 1950 – 1970‑е годы Иран входил в состав враждебного СССР военно-политического блока CENTО, созданного на Ближнем и Среднем Востоке при активном учас­тии США, Британии и Турции. Однако прямой конфронтации между нашими странами не было, напротив, поддерживались экономические связи.

Следующая веха — исламская революция 1979 года, когда в Иране была свергнута конституционная монархия. К власти пришли радикальные исламисты. Свержение монархии, а также то, что Исламская республика заняла откровенно антиамериканскую позицию, СССР приветствовал. Однако отношения быстро стали портиться: и в связи с ирано-иракской войной 1980 – 1988 годов, и по той причине, что Иран выступил против ввода советских войск в Афганистан и стал поддерживать моджахедов. В итоге Советский Союз стал воспринимать Иран как потенциальную угрозу распространения исламского фундаментализма в Средней Азии и на Северном Кавказе.

Нынешнее сближение наших стран началось с новым веком. Связано это и с политикой США, взявших курс на превращение Ирана в государство-изгоя, и с тем, что нынче, как считают многие исследователи, наступает эпоха нового возвышения Востока. Россия же, будучи державой евразийской, в последнее время все сильнее чувствует именно свою восточную составляющую.


#Иран #история #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (7485) от 23.08.2023 под заголовком «Ворота в Иран».


Комментарии