Военно-автомобильная дорога № 101. Дорога жизни

Восемьдесят лет назад, 22 ноября 1941 года, начала действовать Дорога жизни. В этот день по льду Ладожского озера прошли грузовики и доставили первые тонны муки в осажденный город. Официально ледовый путь имел название — Военно-автомобильная дорога № 101. Приказ №00172 «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро» был подписан командующим войсками Ленинградского фронта генерал-лейтенантом Михаилом Хозиным, членом Военного совета фронта Андреем Ждановым и зам начальника штаба фронта генерал-майором Александром Гвоздковым 19 ноября 1941 года.

Военно-автомобильная дорога № 101. Дорога жизни | Мемориал «Разорванное кольцо» на 40-м км Дороги жизни. Фото: Wikimedia Commons / Kora27 / CC BY-SA 4.0

Мемориал «Разорванное кольцо» на 40-м км Дороги жизни. Фото: Wikimedia Commons / Kora27 / CC BY-SA 4.0

С 8 сентября 1841 года началась блокада Ленинграда. Внутри кольца оказались основные силы Ленинградского фронта: 8-я, 23-я, 42-я и 55-я армии, корабли Балтийского флота — всего около полумиллиона военнослужащих. Помимо войск в кольце блокады осталось гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек проживавших в пригородах.

Для снабжения города требовалось обустроить доставку грузов либо при помощи авиации, либо по водному пути — через Ладожское озеро. Авиамост в Ленинград был налажен, но он не мог удовлетворить потребности в столь масштабных перевозках. Началось освоение водного маршрута.

Военно-автомобильную дорогу предполагалось устроить шириной 10 метров для двустороннего движения автотранспорта. Дорога с суточным грузооборотом в 4 тысячи тонн должна была пройти по маршруту мыс Осиновец — острова Зеленцы с разветвлением на Кобону и на Лаврово. Обустройство трассы, строительство инфраструктуры должно было идти параллельно с запуском ледовой дороги. Протяженность дороги жизни блокадного Ленинграда составляла порядка 44 километров и около 30 из них – по льду Ладожского озера.

19 ноября из Коккорево отправился конно-санный обоз из 350 упряжек. 21 ноября он доставил в Осиновец 63 тонны муки, но его путь был крайне сложным: в некоторых местах извозчики выгружали мешки с мукой из саней на лед, проводили упряжки порожняком, муку переносили на руках и снова загружали в сани.

22 ноября на лед в сторону Кобоны вышли 60 машин, которые вернулись, доставив в Ленинград 33 тонны хлеба. Так начала свою работу ледовая трасса Дороги жизни. Каждая из машин-полуторок была нагружена всего пятью-шестью мешками с мукой — боялись, что больше лед просто не выдержит, он гнулся и трещал под колесами машин.

Дорога начала действовать в те дни, когда нормы продовольствия в городе были снижены до трагических 250 граммов хлеба в сутки для рабочих и 125 граммов для всех остальных, люди начали умирать от голода тысячами. Солдаты на передовой получали по 500 граммов хлеба. Но даже для сохранения этих норм городу требовалось ежедневно не менее тысячи тонн продовольствия. В ноябре по трассе доставлялось в среднем немногим более 100 тонн грузов в сутки, в начале декабря, по мере усиления льда, около 300 и к концу месяца уже провозили 1000 тонн.


Фото: Public Domain

26 ноября ледовая дорога получила наименование Военно-автомобильная дорога № 101 (ВАД-101). Ледовая трассы находилась всего в 12–15 километрах от немецких позиций, поэтому постоянно существовала угроза авианалета или обстрела. Снаряды, бомбы оставляли полыньи, которые на таком морозе буквально сразу затягивались льдом, снег их маскировал, и порой, обнаружить их было невозможно. Водителям рекомендовалось стоять на подножках машины, чтобы успеть спрыгнуть на лед в случае затопления автомобиля.

У Дороги жизни много составляющих: авиамост с Большой землей и Ладожская военная флотилия, защищавшая ладожские коммуникации; водный путь - Северо-Западное речное пароходство вело перевозки в период навигации, когда озеро не было покрыто льдом; телефонно-телеграфный кабель, обеспечивший связь с Москвой; высоковольтный электрический кабель, который позволил поставлять в Ленинград электроэнергию с Волховской ГЭС — проходили кабели по дну Ладоги. Плюс трубопровод, который также проходил по дну Ладоги, снабжая город топливом.

С января 1942 года по Дороге жизни активно шла эвакуация жителей города на Большую землю. Для перевозки людей использовались пассажирские автобусы — их было более сотни. В первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля, то есть 152 дня. За это время было перевезено 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых. Благодаря этим перевозкам нормы выдачи хлеба были увеличены на 100 граммов – рабочим и инженерно-техническим работникам, на 75 граммов – служащим, иждивенцам и детям.


Поднятый со дна Ладожского озера ГАЗ-АА — «Полуторка». Фото: Wikimedia Commons / Александр Гурешов / CC BY-SA 4.0

21 ноября 1942 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, о сооружении свайно-ледовой железной дороги нормальной и узкой колеи через Ладожское озеро. Строительство железной дороги развернулось в начале декабря 1942 года. На 18 января 1943 года было построено 9,3 км дороги широкой колеи и 14,5 км узкоколейки. Однако, в связи с решением о строительстве по освобожденному во время прорыва блокады коридору железной дороги, названной впоследствии Дорогой Победы, работы по строительству железной дороги через Ладогу прекратились.

Дорога жизни служила не только для того, чтобы доставить в Ленинград продовольствие, Из города на Большую землю везли продукцию, в том числе военную, которую продолжали производить ленинградские заводы в условиях блокады. По льду переправляли в том числе танки КВ, которые в 1941 году изготавливали только в Ленинграде. Чтобы их переправить, для уменьшения веса с танка снимали башню, и танк, следуя своим ходом по льду Ладоги, буксировал за собой свою башню на санях. Также с ленинградских заводов по Ладоге переправлялись минометы, артиллерийские орудия, вывозили в тыл оборудование и ценности, которые не успели эвакуировать до блокады.

Подходы к Дороге жизни со стороны Кобоны защищала 1-я стрелковая дивизия НКВД, до 8 сентября оборонявшая Шлиссельбург, со стороны Осиновца — 20-я дивизия НКВД, которая в октябре 1941 года сражалась на «Невском пятачке». Были подтянуты подразделения моряков, часть моряков-артиллеристов перевели в сухопутные части для обслуживания артиллерийских и зенитных батарей, установленных вдоль трассы. Саперы минировали подходы со стороны Шлиссельбурга. Дорогу жизни прикрывала авиация Ленинградского фронта.

На ВАД-101 работал сводный отряд ленинградского областного управления милиции. Опергруппы располагались на линии, на стоянках транспорта и на погрузо-разгрузочных базах. За первую зиму работы ледовой трассы милиция выявила 589 бесцельных простоев машин. Борясь с хищениями на Дороге жизни, к концу марта 1942 года милиция изъяла 33,4 тонны продуктов, в том числе 23 тонны муки. К уголовной ответственности были привлечены 586 военнослужащих и 232 гражданских лица. Были также факты, когда шоферов привлекали за то, что они брали деньги и ценности у эвакуируемых из Ленинграда людей.

За время блокады на ледовой дороге было задействовано четыре тысячи автомобилей. Каждая четвертая не вернулась из рейса — провалились под лед или были разбомблены. Несколько десятилетий после войны их доставали со дна Ладожского озера.

Ледовая трасса прекратила действовать 31 марта 1943 года, однако водная Дорога жизни действовала еще всю навигацию 1943 года. Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни за весь период ее действия, составило свыше 1 миллиона 615 тысяч тонн грузов, в первую очередь продовольствия. За это же время из города было эвакуировано около 1 миллиона 376 тысяч человек.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #Великая Отечественная война #блокада Ленинграда #Дорога жизни

Комментарии