Перекресток жизни. В Ленобласти создают музей об истории военного госпиталя

В начале нынешнего года мы рассказывали о том, что в деревне Дусьево на Мурманском шоссе (оно же трасса «Кола») приступили к созданию музейного пространства, посвященного существовавшему здесь во время войны госпиталю (см. «СПб ведомости» от 27 января 2021 г.). Честно говоря, тогда показалось, что грандиозный проект едва ли может быть воплощен в жизнь, по крайней мере в такие короткие сроки, как обещали инициаторы. Тем не менее сегодня будущий музей уже приобрел реальные очертания.

Перекресток жизни. В Ленобласти создают музей об истории военного госпиталя | Мемориальный комплекс у пересечения двух дорог знаком всем, кто проезжает по Мурманскому шоссе.  В нескольких сотнях метров от него уже принимает зримые очертания объект «ожившей истории». / ФОТО АВТОРА

Мемориальный комплекс у пересечения двух дорог знаком всем, кто проезжает по Мурманскому шоссе. В нескольких сотнях метров от него уже принимает зримые очертания объект «ожившей истории». / ФОТО АВТОРА

Напомним: Дусьево было одним из ключевых пунктов Дороги жизни на Большой земле между Кобоной и Войбокало. Теперь здесь, на перекрестке дорог, стоит памятник блокадной полуторке. Рядом – знак, посвященный неизвестному шоферу Дороги жизни. Но нет ни слова о том, что вблизи деревни находилось несколько госпиталей, где спасали и эвакуированных ленинградцев, и раненых бойцов Волховского фронта. Передовая проходила примерно в 25 – 30 километрах отсюда.

Мы обратили внимание, что медицинское обеспечение Дороги жизни – огромный исторический пласт, который до сих пор очень слабо освещен в музейных экспозициях, да и вообще мало известен, – поясняет заведующий Музеем Дороги жизни в Кобоне Сергей Марков. – А ведь медики сопровождали весь путь эвакуации на Большую землю. В Кобоне действовал филиал ленинградской 1-й подстанции скорой помощи. А дальше вдоль трассы, вплоть до Войбокало и Жихарева, располагалась целая сеть госпиталей.

Инициатором создания музея в Дусьеве – на том месте, где во время войны находился хирургический полевой госпиталь № 817, стал житель Войбокало Александр Ерошкин. По его словам, эта история зацепила его еще лет десять назад. В тот день у памятника полуторке на стихийной парковке остановился автобус со скандинавскими туристами.

И они вышли поразмяться, – рассказал Ерошкин. – А там почти сразу за памятником – овраг, превращенный в помойку. И несколько бабушек прямиком в него и угодили. Я помогал им выбираться. И вот тогда одна из них на хорошем русском языке сказала: мол, очень стыдно должно быть за то, что рядом с памятником творится такое безобразие. И хотя я к нему совершенно не был причастен, мне как местному жителю было, мягко говоря, неловко.

Так и возникла мысль привести эту территорию в порядок, а рядом сделать музей.

На земле оставались контуры, по которым можно было «прочитать», где стояли палатки. Но мы решили все-таки не воссоздавать тот госпиталь один в один, поскольку хотели сделать долговременные сооружения. Поэтому то, что мы построили, – это условный облик военного госпиталя в прифронтовой зоне, – говорит Марков.

Уже готовы четыре большие землянки. Осталось лишь доделать кровлю, затем засыпать крыши землей. Начато строительство гаража для полуторки. Подготовлено место под госпитальную столовую. Там будет настоящая полевая кухня, где посетителям предложат солдатскую кашу.

Начнутся морозы – буду заниматься отделкой, – говорит строитель Денис, вальщик леса. – Когда меня сюда позвали, сказали: мол, всего-то пару блиндажей надо построить. Я думал, приеду на неделю, сделаю дело – и обратно лес валить. А остался надолго. Работы оказалось очень много, да и дело мне понравилось...

Дусьево3_Гл.jpg

ФОТО АВТОРА

Рядом с госпиталем сохранились окопы с пулеметными гнездами и капониры для артиллерийских орудий. Это линия противодиверсионной обороны. После того как в 1942 году в Карелии, в Петровском Яме, вражеский отряд напал на расположенный в нашем тылу госпиталь, было приказано надежно охранять медицинские учреждения.

Мы разместим здесь подлинные пулеметы и пушки времен войны, которые приобрели на средства президентского гранта. Часть оружия – со складов Минобороны, часть найдена поисковиками на местах боев и отреставрирована, – поясняет Сергей Марков.

В землянках появится экспозиция, где посетителям предложат погрузиться в историю: им покажут, как шел прием раненых, оказывали первую помощь, проводили операции и осмотры. Частью музейного пространства станут и следы двух подлинных госпитальных блиндажей. В ходе раскопок поисковики нашли там медицинские предметы, оставшиеся от госпиталя. Банки, склянки, шприцы...

Создатели музея, конечно, рассчитывают на большой поток посетителей, благо рядом крупная трасса, по которой без перерыва движется автомобильный поток. Горожане едут на дачи в Кировский, Волховский, Тихвинский районы, туристы – в Старую Ладогу, паломники – в монастыри свирского края. Однако госпитальная тема – достаточно специфическая. Удастся ли найти золотую середину между реалистичностью и романтизацией?

В Дусьеве идеальное место для первой остановки туристов, выехавших из города и преодолевших полтора часа пути. Пока что главная задача – избавиться от автостоянки за памятником блокадной полуторке. Там облюбовали себе место дальнобойщики. Придется им куда-то перебираться, – говорит Марков.

Сейчас же неравнодушные граждане борются с помойкой собственными силами. Недавно два поисковика, Михаил Калинин и Виктор Юхневич, потратили несколько своих выходных на то, чтобы просто расчистить стоянку. Рядом они повесили плакат, чтобы как-то достучаться до совести людей: «Водитель! Чти память шоферов Дороги жизни, спасавших Ленинград от голодной смерти! Не оставляй мусор у мемориала».

#музей #Дорога жизни #Ленобласть #госпиталь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (7054) от 19.11.2021 под заголовком «Перекресток жизни».


Комментарии