Весь Петербург в карикатурах

На рубеже XIX - XX веков имя артиста и художника Поля Робера было хорошо известно петербургской публике. В 1885 году восемнадцатилетним юношей он приехал в российскую столицу из родной Швейцарии. Сперва был домашним учителем, а потом поступил во французскую труппу Михайловского театра, где успешно прослужил более тридцати лет.

Весь Петербург в карикатурах | К началу ХХ века, которым датировано это фото, Поль Робер уже был настоящим петербуржцем, опытным артистом и известным карикатуристом. ФОТО из книги О. Н. Ансберг «Лица Петербурга в шаржах Поля Робера»

К началу ХХ века, которым датировано это фото, Поль Робер уже был настоящим петербуржцем, опытным артистом и известным карикатуристом. ФОТО из книги О. Н. Ансберг «Лица Петербурга в шаржах Поля Робера»

Благодаря тому что Михайловский театр регулярно посещали члены императорской фамилии и высшая знать, Робер пользовался знакомствами в аристократическом обществе, его приглашали на великосветские вечера. Женился он на «петербургской швейцарке» Леоне Бернар, которая в 1900-х годах владела кондитерской на Большой Морской улице. В справочнике «Весь Петербург» он упоминался как «Павел Августович».

С детства Робер увлекался рисованием. Служба на императорской сцене с высоким жалованьем и четырехмесячным оплаченным отпуском дала ему возможность на протяжении десяти лет каждое лето ездить в Париж - учиться рисунку и живописи в знаменитой Академии Жюлиана. В Петербурге он принимал участие в выставках, работы художника регулярно приобретала императрица Мария Федоровна.

В 1896 году Поль Робер издал альбом карикатур «Наши французские артисты. Карикатуры и автографы артистов Михайловского театра». Рисунки были выполнены в традиционной для второй половины XIX века манере: большая, реалистически изображенная голова персонажа - на непропорционально маленьком туловище.

Вскоре он стал печататься в «журнале с карикатурами» «Шут» - одном из самых известных российских юмористических иллюстрированных изданий. В течение нескольких театральных сезонов начиная с 1897 года Робер рисовал шаржи на премьеры Михайловского театра, по его рисункам делали цветные литографии.

Второй альбом художника, «Весь Петербург в карикатурах», увидевший свет весной 1903 года, накануне 200-летия столицы, был создан в новой для Робера стилистике популярного в ту пору модерна, ар-нуво. Изображение создавалось за счет сплошного черного пятна и широкой контурной линии. Около 70 черно-белых портретных шаржей изображали известных артистов, художников, писателей, музыкантов и композиторов, а также гласных петербургской городской думы.

Всего было напечатано двести нумерованных экземпляров. № 1 был поднесен императору и принят благосклонно: дирекции императорских театров поручили вызвать Робера для объявления благодарности. Николай II знал Робера по сцене, а 3 февраля 1901 года даже «осчастливил своим посещением» бенефис артиста, о чем была сделана запись в его личном деле.

И хотя альбом не поступил в продажу, большинство рисунков из него были хорошо знакомы широкой публике, поскольку еще с конца октября 1902 года они печатались в «Петербургской газете». Всего вплоть до 1917 года в газете напечатали около 380 рисунков Робера. Изображая знаменитостей и героев дня, газета активно использовала фотографии, но они ни в коем случае не могли заменить талантливые портретные шаржи.

В них довольно обширно представлены музыкальные деятели: композиторы, а также профессора Консерватории, дирижеры, концертирующие пианисты и скрипачи. Другие герои - популярные адвокаты, литературные критики, писатели, драматурги... Были и такие нестандартные персонажи, как председатель купеческого клуба полковник Ф. А. Переяславцев или знаменитый наездник В. А. Андреев, преподававший верховую езду в офицерской кавалерийской школе.

Шаржи Робера не были сатирическими. Ни художник, ни газета, которая их печатала, не стремились высмеивать персонажей. Рисунки были ироничными, смешными, но, как правило, не обидными для героев. К примеру, солистка Мариинского театра М. И. Долина была изображена в роли крестьянского мальчика Вани - приемного сына Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя». Пышная фигура певицы, мало похожая на мальчишескую, была обрисована с мягкой иронией.

Центральное место во «всем Петербурге» Робера занимал театр и все, что с ним связано. Драматические артисты (в повседневном облике и в ролях), оперные солисты, танцовщики, режиссеры и другие театральные деятели составляют более трети из общего числа героев шаржей. Драматурги, чьи пьесы были представлены в текущем репертуаре, композиторы - авторы ставившихся в Мариинском театре опер...

Вообще в артистическом кругу розыгрыши, пародии и карикатуры друг на друга - явление вполне обычное. Великий бас Ф. И. Шаляпин, которого Робер изобразил не менее пяти раз, сам хорошо рисовал, в том числе и шаржи на своих знакомых. Так что взаимных обид не предполагалось. А для людей публичных профессий опубликованная на них в газете карикатура свидетельствовала прежде всего об их популярности.

Элементы сатиры у Поля Робера встречались только в шаржах на некоторых гласных столичной городской думы. Это отголоски борьбы группировок, в которой активно участвовал владелец «Петербургской газеты» С. Н. Худеков, сам неоднократно избиравшийся в думу. Лидеров враждебной «стародумской» партии регулярно высмеивали в фельетонах и карикатурах. Глядя на изображение И. И. Глазунова, избранного городским головой в 1910 году, можно понять, за что его сравнивали с купцами-самодурами из пьес А. Н. Островского.

После революции 1917 года, несмотря на материальные трудности, обыски, конфискацию имущества, артист не покидал родную сцену. Однако в марте 1918 года Михайловский театр закрыли: рабоче-крестьянские зрители не понимали по-французски, и французская труппа, да еще с идеологически чуждым репертуаром, стала не нужна. Лишь после этого Робер, который был к тому времени уже старейшим актером труппы, покинул Россию.

До своей кончины в 1934 году он жил на родине во Фрибуре, зарабатывая преподаванием дикции и продажей картин и карикатур. Среди немногих ценных вещей, которые ему удалось вывезти и которые хранятся теперь как семейные реликвии, были награды за службу, высочайше пожалованные золотые часы с гравированной дарственной надписью и дорогая трость, подаренная князем Ф. Ф. Юсуповым-старшим в благодарность за некую оказанную услугу...

#Поль Робер #артист #художник

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...