Весь Петербург в карикатурах

На рубеже XIX - XX веков имя артиста и художника Поля Робера было хорошо известно петербургской публике. В 1885 году восемнадцатилетним юношей он приехал в российскую столицу из родной Швейцарии. Сперва был домашним учителем, а потом поступил во французскую труппу Михайловского театра, где успешно прослужил более тридцати лет.

Весь Петербург в карикатурах | К началу ХХ века, которым датировано это фото, Поль Робер уже был настоящим петербуржцем, опытным артистом и известным карикатуристом. ФОТО из книги О. Н. Ансберг «Лица Петербурга в шаржах Поля Робера»

К началу ХХ века, которым датировано это фото, Поль Робер уже был настоящим петербуржцем, опытным артистом и известным карикатуристом. ФОТО из книги О. Н. Ансберг «Лица Петербурга в шаржах Поля Робера»

Благодаря тому что Михайловский театр регулярно посещали члены императорской фамилии и высшая знать, Робер пользовался знакомствами в аристократическом обществе, его приглашали на великосветские вечера. Женился он на «петербургской швейцарке» Леоне Бернар, которая в 1900-х годах владела кондитерской на Большой Морской улице. В справочнике «Весь Петербург» он упоминался как «Павел Августович».

С детства Робер увлекался рисованием. Служба на императорской сцене с высоким жалованьем и четырехмесячным оплаченным отпуском дала ему возможность на протяжении десяти лет каждое лето ездить в Париж - учиться рисунку и живописи в знаменитой Академии Жюлиана. В Петербурге он принимал участие в выставках, работы художника регулярно приобретала императрица Мария Федоровна.

В 1896 году Поль Робер издал альбом карикатур «Наши французские артисты. Карикатуры и автографы артистов Михайловского театра». Рисунки были выполнены в традиционной для второй половины XIX века манере: большая, реалистически изображенная голова персонажа - на непропорционально маленьком туловище.

Вскоре он стал печататься в «журнале с карикатурами» «Шут» - одном из самых известных российских юмористических иллюстрированных изданий. В течение нескольких театральных сезонов начиная с 1897 года Робер рисовал шаржи на премьеры Михайловского театра, по его рисункам делали цветные литографии.

Второй альбом художника, «Весь Петербург в карикатурах», увидевший свет весной 1903 года, накануне 200-летия столицы, был создан в новой для Робера стилистике популярного в ту пору модерна, ар-нуво. Изображение создавалось за счет сплошного черного пятна и широкой контурной линии. Около 70 черно-белых портретных шаржей изображали известных артистов, художников, писателей, музыкантов и композиторов, а также гласных петербургской городской думы.

Всего было напечатано двести нумерованных экземпляров. № 1 был поднесен императору и принят благосклонно: дирекции императорских театров поручили вызвать Робера для объявления благодарности. Николай II знал Робера по сцене, а 3 февраля 1901 года даже «осчастливил своим посещением» бенефис артиста, о чем была сделана запись в его личном деле.

И хотя альбом не поступил в продажу, большинство рисунков из него были хорошо знакомы широкой публике, поскольку еще с конца октября 1902 года они печатались в «Петербургской газете». Всего вплоть до 1917 года в газете напечатали около 380 рисунков Робера. Изображая знаменитостей и героев дня, газета активно использовала фотографии, но они ни в коем случае не могли заменить талантливые портретные шаржи.

В них довольно обширно представлены музыкальные деятели: композиторы, а также профессора Консерватории, дирижеры, концертирующие пианисты и скрипачи. Другие герои - популярные адвокаты, литературные критики, писатели, драматурги... Были и такие нестандартные персонажи, как председатель купеческого клуба полковник Ф. А. Переяславцев или знаменитый наездник В. А. Андреев, преподававший верховую езду в офицерской кавалерийской школе.

Шаржи Робера не были сатирическими. Ни художник, ни газета, которая их печатала, не стремились высмеивать персонажей. Рисунки были ироничными, смешными, но, как правило, не обидными для героев. К примеру, солистка Мариинского театра М. И. Долина была изображена в роли крестьянского мальчика Вани - приемного сына Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя». Пышная фигура певицы, мало похожая на мальчишескую, была обрисована с мягкой иронией.

Центральное место во «всем Петербурге» Робера занимал театр и все, что с ним связано. Драматические артисты (в повседневном облике и в ролях), оперные солисты, танцовщики, режиссеры и другие театральные деятели составляют более трети из общего числа героев шаржей. Драматурги, чьи пьесы были представлены в текущем репертуаре, композиторы - авторы ставившихся в Мариинском театре опер...

Вообще в артистическом кругу розыгрыши, пародии и карикатуры друг на друга - явление вполне обычное. Великий бас Ф. И. Шаляпин, которого Робер изобразил не менее пяти раз, сам хорошо рисовал, в том числе и шаржи на своих знакомых. Так что взаимных обид не предполагалось. А для людей публичных профессий опубликованная на них в газете карикатура свидетельствовала прежде всего об их популярности.

Элементы сатиры у Поля Робера встречались только в шаржах на некоторых гласных столичной городской думы. Это отголоски борьбы группировок, в которой активно участвовал владелец «Петербургской газеты» С. Н. Худеков, сам неоднократно избиравшийся в думу. Лидеров враждебной «стародумской» партии регулярно высмеивали в фельетонах и карикатурах. Глядя на изображение И. И. Глазунова, избранного городским головой в 1910 году, можно понять, за что его сравнивали с купцами-самодурами из пьес А. Н. Островского.

После революции 1917 года, несмотря на материальные трудности, обыски, конфискацию имущества, артист не покидал родную сцену. Однако в марте 1918 года Михайловский театр закрыли: рабоче-крестьянские зрители не понимали по-французски, и французская труппа, да еще с идеологически чуждым репертуаром, стала не нужна. Лишь после этого Робер, который был к тому времени уже старейшим актером труппы, покинул Россию.

До своей кончины в 1934 году он жил на родине во Фрибуре, зарабатывая преподаванием дикции и продажей картин и карикатур. Среди немногих ценных вещей, которые ему удалось вывезти и которые хранятся теперь как семейные реликвии, были награды за службу, высочайше пожалованные золотые часы с гравированной дарственной надписью и дорогая трость, подаренная князем Ф. Ф. Юсуповым-старшим в благодарность за некую оказанную услугу...

#Поль Робер #артист #художник

Комментарии