Верное служение. Пётр I возвёл присягу в ранг государственного закона
В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) хранится текст присяги таможенника, созданный в марте 1725 года — вскоре после смерти Петра I, в самом начале правления Екатерины I. Документ, написанный скорописью на четырех листах, находится в фонде Коммерц-коллегии, служившей главным таможенным органом страны в XVIII веке.

ФОТО Полины АКИМОВОЙ
Присягая, таможенник клялся ее императорскому величеству и ее наследникам быть «верным, добрым и послушным рабом и подданным», защищать права и преимущества самодержавной власти, обещал их «предостерегать и оборонять и в том во всем живота своего, в потребном случае не щадить».
Текст присяги включал в себя обещание готовности помогать тому, что имеет отношение к верной службе ее императорскому величеству и пользе государственной. В случае если таможенник узнает об «ущербе интереса», он должен был немедленно объявить ее величеству о вреде и убытке. В документе говорилось о сохранении и неразглашении вверенной государственной тайны, если это потребуется.
Присягающий обещал следовать инструкциям, регламентам и указам, которые «надлежащим образом по совести своей исправлять». Клялся не использовать свою должность, не нарушать присягу для корысти своей, родственников, знакомых.

Присяга была пронизана гарантией преданности и верности монарху, а в его лице — государству. Важной частью для тех, кто принимал ее, была личная ответственность перед Богом: «…и как я пред Богом и судом Его страшным, в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет». В заключение присягаемый целовал Евангелие и крест Спасителя, о чем имеется указание в тексте присяги…
Были ли аналоги у такого церемониального документа? Им отчасти является генеральный регламент государственной службы, или устав, утвержденный Петром в 1720 году. Сравнение текстов показало практическое сходство документов. Это означает, что гражданские чины разных ведомств произносили одинаковую присягу.
Регламент, за основу которого был взят аналогичный шведский документ, определял принцип работы государственных учреждений. В нем прописывались правила для коллегий, служителей их канцелярий и контор. Первая глава генерального регламента называлась «О присяжной должности». В ее начале перед текстом присяги говорилось об ответственности каждого гражданского чина, низшего и высшего, перед его царским величеством, ее величеством государыней царицей и их высокими наследниками: «верные, честные и добрые люди и слуги быть, пользу и благополучие Их всяким образом и по всей возможности искать и споспешествовать, убыток, вред и опасность отвращать, и благовременно о том объявлять…».
Впрочем, традиция принесения присяги как военными, так и гражданскими служителями существовала в России и до Петра I. Он учел опыт предшественников, понимая важность ритуала и его моральное значение. Петр возвел традицию в ранг государственного закона, введя в России обязательное принятие присяги. Своим именным указом от 10 (21) ноября 1721 года он подтвердил обязательность присяги военным, гражданским и духовным чинам. Военные присягали в соответствии с воинским артикулом, гражданские — по генеральному регламенту, а духовные лица — по регламенту Синода.
Не случайно с недавних пор в нашей стране именно 21 ноября отмечают День военной присяги. Тексты современных присяг в сравнении с торжественными клятвами XVIII столетия стали куда лаконичнее. Это всего несколько строк. Но есть и то, что объединяет прошлое и настоящее: верное служение. Тогда — монарху, в его лице — государству. Ныне — Отчизне.
Читайте также:
Не только для игры: «Донские» карты были выпущены в 1918 году
Во всём виновата погода? Учёные не перестают искать взаимосвязь социальных и природных факторов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (7848) от 14.02.2025 под заголовком «Верное служение».
Комментарии