С монархом простились в печальной зале: траурный обряд заимствовали из церемониалов европейских государств
Петр Великий, как известно, реформировал практически все сферы жизни в государстве. Даже его похороны стали своего рода свидетельством изменений традиционных для России траурных обрядов. Новый ритуал, сложившийся в стране в годы правления Петра Алексеевича, был заимствован из церемониалов европейских государств. Одной из главных его черт была публичность прощания.

Печальная зала Петра I в Зимнем дворце. Гравюра А. И. Ростовцева, 1725 г. Из собрания Санкт-Петербургского института истории РАН./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Для организации похорон Петра Великого, скончавшегося в Зимнем дворце 28 января (8 февраля по новому стилю) 1725 года, указом Правительствующего Сената была создана «Печальная комиссия» во главе с генерал-фельдцейхмейстером Я. В. Брюсом, помощником которого стал генерал-лейтенант Г. И. Бон. В соответствии с теми же европейскими традициями, тело покойного монарха было забальзамировано, а скульптор Б. К. Растрелли снял с лица гипсовую маску.
30 января 1725 года в Малой зале нового Зимнего дворца началось прощание с усопшим монархом. Одновременно в самом большом — Кавалерском — зале Зимнего дворца готовился Castrum Doloris (в переводе с латыни — «замок печали»), или Печальная зала. Тело императора перенесли в нее 13 февраля. Катафалк с гробом поместили под балдахином на подиум из пяти ступеней. Император возлежал в верхнем платье из ярко-красного бархата с серебряным шитьем и кружевами, в сапогах со шпорами, шпагой и с орденом Святого апостола Андрея Первозванного.
Образцом для Печальной залы послужило траурное помещение, в котором прощались со скончавшейся в 1723 году царицей Прасковьей Федоровной, вдовой Ивана V (Петру она приходилась невесткой).

При создании Печальной залы Петра Великого особое внимание уделялось аллегорическим образам, которые должны были выразить общегосударственную скорбь, отдать дань личности и правлению монарха. Поэтому возле помещенного на помосте гроба императора на тумбах разместили короны Сибирского, Казанского и Астраханского царств, императорскую корону, а также скипетр, державу и ордена Петра Великого. На ступенях помоста — скульптурные фигуры-аллегории скорбящих России, Европы, Марса и Геркулеса.
Оформлением залы занимался французский скульптор и архитектор Николя Пино. Он отмечал, что «нарисовал все декорации в Большом зале и надзирал за мастерами при исполнении этих декораций, чем был занят 6 недель дневно и ночию вкупе с живописцем Каравакою, резчиком Симоном и столяром Мишелем».
4 марта 1725 года скончалась шестилетняя дочь монарха цесаревна Наталия Петровна, и гроб с ее телом поместили в соседнем зале дворца, а накануне похорон поставили под балдахином рядом с гробом Петра Великого.
Забегая вперед, впервые в российской истории после окончания траурной церемонии описание залы и похорон монарха было опубликовано. По указу из Кабинета императрицы Екатерины I от 30 апреля было подготовлено «Описание порядка, держанного при погребении… Петра Великого и Цесаревны Натальи Петровны». Его сначала напечатали в Петербурге в типографии Правительствующего Сената, а затем в 1726 году повторили в Московской типографии. Автор текста брошюры не установлен, однако ряд ученых полагают, что им стал руководитель «Печальной комиссии» Я. В. Брюс.
Помимо печатного «Описания порядка…» были гравированы виды Печальной залы. Они были выполнены А. И. Ростовцевым и С. М. Коровиным по рисункам М. Г. Земцова. До наших дней сохранились в единственном экземпляре три вида из четырех.
Приложенная к ним рукопись до недавнего времени гораздо меньше привлекала внимание ученых. В отличие от печатных брошюр она содержит только описание погребальной залы. Гравер С. М. Коровин, который длительное время обучался гравировальному делу во Франции, перевел первоначальный текст с французского оригинала, автором которого называют уже упомянутого Николя Пино. Через несколько месяцев после смерти императора С. М. Коровина зачислили «грыдоровалыциком при Академии наук, также и у перевода книг оного художества».
В описании сообщалось:
«Сала была выбрана из полат императорских для служения сего печалного позорища. Оная сала расположена по берегу Невы, длина ж ей без мала 59 футов, ширины 38, а вышины дватцать два фута францужских…».
Также указывалось: «Вся сия сала была обита черным сукном, как стены, так и потолок и окна таким образом, что там было видно толко от свеч, иже там горели неугасимо… Потолок украшен был великим крестом Святаго Апостола Андрея, которой был 25 футов длины и убран флером белым»…
Подготовка к погребению по различным причинам затянулась, и похороны состоялись только через сорок дней после начала прощания с монархом — 10 марта 1725 года. В тот же день похоронили и цесаревну Наталию Петровну.
Траурное шествие проходило от Зимнего дворца до Петропавловской крепости по льду Невы, на который заранее уложили деревянный помост. По обеим сторонам от него стояли 1250 факельщиков. Уже утром на реке стали строем около 11 тысяч солдат и офицеров. В час дня началось шествие, порядок которого заранее был расписан и соответствовал Табели о рангах.
В недостроенном Петропавловском соборе гробы монарха и его дочери поместили в сооруженную по проекту Д. Трезини временную деревянную часовню, отслужили панихиду. После проповеди Феофана Прокоповича состоялась церемония прощания. Орудия Петербургской и Адмиралтейской крепостей произвели по три залпа. В стране начался годичный траур.
Читайте также:
Найдите отличия. Каким был вид на Дворцовый мост в начале 1930-х годов?
Ледовой дорогой в Кронштадт. Как менялась трасса, связывающая остров с Петербургом?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7843) от 07.02.2025 под заголовком «Castrum Doloris».
Комментарии