Ледовой дорогой в Кронштадт. Как менялась трасса, связывающая остров с Петербургом?
Мчатся вереницей сани, повозки… На иллюстрациях из журнала «Нива», датированных началом 1880‑х годов, — дорога по льду Финского залива, которая вела в Кронштадт. Каждую зиму она связывала остров с Петербургом, а потом и с Ленинградом…

Железная дорога по льду Финского залива, проложенная между Ораниенбаумом и Кронштадтом. Иллюстрация из журнала «Нива», 1881 год./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Рождению этой трассы положил начало указ Петра I от 18 августа 1721 года. В соответствии с ним для доставки почты «до Котлина острова» от Санкт-Петербурга было велено соорудить «почтовые буера». Перевалочным пунктом служила поначалу Стрельна, затем Ораниенбаум. Эти буера перевозили и одиночных пассажиров, но скорее это было развлечением, чем массовым средством передвижения.
Когда восточная часть Финского залива покрывалась прочным льдом, по нему прокладывали ледовые дороги из Кронштадта в Ораниенбаум и в Петербург. Еще в 1734 году появился приказ «об устройстве с наступлением зимы дороги в море, с постановкою в местах, где бывают полыньи, деревянных с перилами мостов и надзора за их содержанием».
Кроме того, чтобы путник не сбился с пути, на льду расставляли небольшие будки, в которых в туман и метель дежурили солдаты, периодически звонившие в колокол. Лихие извозчики доставляли пассажиров из Кронштадта в столицу за несколько часов, но стоило это дорого. Дешевле, но медленнее добирались на санях-каретах. На льду посередине дороги с зимы 1749 /50 годов устроили трактир, где пассажиры могли отогреться у печки, выпить рюмку водки и скромно закусить пирожком, бутербродом, а в дни Масленицы — блином с семгой или свежей икрой…

Климат наш коварный, нередкие оттепели приводят к тому, что лед местами становится непрочным. Находились смельчаки (в Кронштадте их называли «пасачи»), которые были готовы переправлять «срочных» пассажиров даже при подвижках льда. Для этого использовались так называемые каюки — широкие лодки на легких, но прочных полозьях.
И вот четверо «пасачей» с пешнями в руках и веревочными лямками от каюка бегут по льду, где он еще держится. Перед полыньей они спускают каюк, прыгают в него и переплывают «чистую воду». Зачастую они добирались до Ораниенбаума мокрыми до нитки. Обогревшись, отправлялись в обратный путь…
В 1861 году прозвучало довольно экзотичное предложение устроить пассажирское сообщение по льду на оленьих упряжках, но оно не было осуществлено. А вот железную дорогу по льду между Ораниенбаумом и Кронштадтом проложить удалось. Первый пробный поезд прошел по ней 17 января 1881 года. Вагон первого класса обогревался камином, билет в него стоил 75 копеек, во второй класс — 50, в третий — 25. Однако эта железнодорожная роскошь продолжалась недолго: начались подвижки льда, полотно было повреждено, и его разобрали к большой радости извозчиков, сохранивших свою монополию еще на много лет, а точнее зим.
В 1880‑е годы на зимней линии Кронштадт — Ораниенбаум стали ходить «общественные кареты» — дилижансы, успевавшие сделать по шесть рейсов в сутки.
С началом «эры моторов» на ледовой трассе появились автомобили. В 1928 году писатель Леонид Соболев в журнале «Краснофлотец» отмечал: «Зимою устанавливается сообщение по льду с помощью извозчиков и особых автомобилей. На извозчике холоднее, но быстрее, такса с обратной молочницей — 50 копеек; на городских санях с трезвым извозчиком — 3 рубля; то же, но с выпившим, по соглашению (иногда двугривенный, иногда червонец); на розвальнях, как дрова, по полтиннику с носа. На автомобилях твердая такса — рубль до ближайшей поломки. Благодаря описанным путям сообщения характер населения сложился твердым, решительным и выносливым».
Ледовые пути, связавшие во время Великой Отечественной войны Кронштадт с Большой землей, то есть с Ораниенбаумом и Лисьим Носом, впоследствии назвали «Малыми Дорогами жизни». Круглосуточное бесперебойное движение обеспечивал личный состав кронштадтской ледово-дорожной службы, состоявший из военных моряков. Кроме того, существовало сообщение по льду между Кронштадтом и островом Мощный (Лавенсаари).
Действовала ледовая трасса и после войны. «Зимняя дорога из Кронштадта через залив часто портится из‑за снежных заносов, — в феврале 1948 года сообщала «Ленинградская правда». — В метель движение обычно вообще прекращается, и тогда часами простаивает автомобильный транспорт, люди опаздывают на работу. Спустя сутки после каждой метели на дорогу залива высылают сотни людей с лопатами для расчистки восьмикилометрового пути между Кронштадтом и Ораниенбаумом».
Впоследствии путь между Кронштадтом и материком стали прорубать ледоколами. С конца 1960‑х годов была организована паромная переправа, действовавшая и зимой. И только дамба, связавшая Кронштадт с побережьем залива, успешно решила все транспортные проблемы.
Читайте также:
«Они целовали нас в макушки». Как выживал детский дом во время блокады Ленинграда?
Первые памятники, посвящённые обороне Ленинграда, появились в Москве
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7843) от 07.02.2025 под заголовком «Ледовой дорогой в Кронштадт».
Комментарии