Во всём виновата погода? Учёные не перестают искать взаимосвязь социальных и природных факторов

«Главное влияние в человеческие нравы, в качества сердца и души, имеет климат», — еще во второй половине XVIII века отмечал историк Иван Никитич Болтин. Прокурор Военной коллегии, член Российской академии наук, он был автором трудов по исторической географии, источниковедению, древнерусскому прошлому. Есть еще одно весьма любопытное его высказывание: «…историк без географии на каждом шагу встречает претыкание (иными словами — помеху, препятствие. — Ред.)». И действительно, как отмечает наш собеседник кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского госуниверситета Роман НАЛИВАЙКО, исследователи постоянно сталкиваются с тем, что без учета географических, климатических и других природных факторов понять многие события просто невозможно.

Во всём виновата погода? Учёные не перестают искать взаимосвязь социальных и природных факторов | Картина, запечатлевшая отступавшую армию Наполеона во время переправы через Березину в ноябре 1812 года, была частью большой живописной панорамы./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Картина, запечатлевшая отступавшую армию Наполеона во время переправы через Березину в ноябре 1812 года, была частью большой живописной панорамы./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

— Роман Алексеевич, справедливости ради, Болтин ведь был не первым, кто высказался по этому вопросу…

— Да, пальма первенства принадлежит историку Василию Никитичу Татищеву. Затем Екатерина II именно географическим фактором пыталась объяснить особенности развития Российской империи.

В наказе «Комиссии о составлении проекта нового Уложения», датированном 1766 годом (целью комиссии, как известно, должна была стать разработка нового свода законов), императрица отмечала, что на пространствах столь огромной страны может править только абсолютная монархия: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством столь великого государства…».

О влиянии природного фактора на российскую историю позднее писали и Николай Карамзин, и Василий Ключевский, и Сергей Соловьев. Так, последний считал «географический ландшафт» в формировании российской цивилизации определяющим фактором. А Ключевский видел в природной среде фактор формирования русской ментальности.

Историк Александр Чижевский, представитель русского космизма, в ХХ веке пошел гораздо дальше, разработав концепцию о том, что на глобальные исторические события влияет солнечная активность. Он был уверен, что в периоды, когда она достигает максимума, происходят социальные потрясения (революции в Англии, Франции, России, Парижская коммуна), начинаются войны. Он назвал свою теорию «гелиотараксией», составив даже «историометрические таблицы» событий мировой истории за полторы тысячи лет.

Чижевский признавал, что существуют и иные факторы (экономические, религиозные, геополитические), подталкивающие народы и государства к насильственным действиям, однако указывал, что если у людей не окажется необходимой энергии, если они не будут должным образом возбуждены, то весьма вероятно, что никакая война не начнется, бунт не поднимется…

А теперь обратимся к такой дисциплине, как палеоклиматология — наука о климатах прошлого и климатической истории Земли. То, что было, условно говоря, пять лет назад, — уже предмет ее изучения. Что уж говорить про более давние времена!..

Историки порой недооценивают тот факт, что монгольское нашествие, начавшееся в 1237 году, русские земли встретили в значительной степени ослабленными вследствие не только княжеских междоусобиц, но и временного ухудшения климата. Летописи дают возможность проследить, как на Руси проявилось постепенное похолодание, начавшееся в Европе после 1200 года. Причиной его ученые называют изменения океанических течений, в частности Гольфстрима.

Судя по новгородским летописям, начало XIII века ознаменовалось погодными ненастьями. В 1203 году наступили жестокие морозы («зима бысть люта»). В следующем году вспыхнула эпидемия: «измороша кони в Новгороде и по селам, яко нелзе бяше поити смрады никуда же». Спустя восемь лет засуха охватила Ливонию и северо-восточную Русь. Погибли посевы.

И, как следствие, «глад был велик», и не только на Руси. Хлеб необычайно подорожал. Засуха случилась и в 1214 году. Судя по «Летописцу Переяславля Суздальского», голод усилился, он продолжался несколько лет подряд и охватывал как центральные, так и северные земли Руси.

В 1224 году, свидетельствуют летописи, на всей Руси от Киева до Новгорода установилась знойная ветреная погода. Горели леса и торфяники, из‑за чего «бысть страх и ужас на всех». Неурожаи отмечались повсеместно. Затем после трех сухих лет наступил год чрезвычайной увлажненности. Весной всюду отмечался высокий уровень половодья, что причинило много бед посевам и жилищам.

Сразу несколько экстремальных природных явлений наблюдали в 1230 году. Случились землетрясения («потрясеся земля») в Киеве, Переяславле, Владимире, Новгороде. В Киево-Печерской лавре во время обедни церковь Святой Богородицы «распалась» на четыре части. В Переяславле Русском «разседеся на двое» церковь Святого Михаила. Были отмечены «знамения в солнце».

В результате в 1214 – 1216 годах и особенно в 1230 – 1233 годах, то есть перед самым монгольским нашествием, численность населения Руси резко сократилась. Большие людские потери понесли города северо-восточной Руси, особенно Владимир и Суздаль…

— Ряд историков считают, что и само нашествие монголов было в определенной степени вызвано природными факторами.

— На эту взаимосвязь обратил внимание еще Лев Николаевич Гумилев. Последовательность событий весьма очевидна: когда в силу климатических изменений в степях начинается засуха, кочевникам становится нечем кормить лошадей, племена покидают свои насиженные места и идут в более плодородные земли, вытесняя соседей, вызывая «эффект домино». В конечном итоге подобные обстоятельства привели к целой серии набегов кочевников — от гуннского нашествия IV века до монгольского нашествия в XIII веке…

По мнению некоторых исследователей, исторические перемены могут быть вызваны даже извержением вулкана. Например, именно так случилось после того, как в 1600 году в Южной Америке, в Перу, две недели бушевал Уайнапутина. За это время огромный и очень плотный столб пепла поднялся на тридцать пять километров в высоту, из‑за чего резко сократилось количество солнечного света.

Как это ни удивительно, но последствия сказались по всему миру. В Швеции зимой 1601 года выпало рекордное количество снега, а весной начались наводнения. В других странах Европы, а также в Азии из‑за аномально холодного лета случился неурожай. В Китае на время перестали цвести персиковые деревья, а во Франции погибли плантации винограда, что больно ударило по экономике страны.

Досталось и России. Три года, с 1601-го по 1603‑й, заморозки на территории Российского государства не прекращались ни летом, ни осенью. По мнению некоторых современных исследователей, столь плачевная ситуация была вызвана именно извержением вулкана в Перу и его последствиями.

Наступил знаменитый «годуновский голод». Вынужденные самостоятельно добывать себе пропитание, толпы обездоленных и отчаявшихся людей промышляли разбоем на дорогах. Чтобы хоть как‑то снять напряжение, правительству в 1601 и в 1602 годах пришлось восстанавливать Юрьев день — право крестьян уходить от своих помещиков.

Многие были убеждены, что в бедствиях, которые обрушились на страну, виноват находившийся на престоле Борис Годунов — первый русский правитель, избранный Земским собором. Мол, таким образом высшие силы наказывают народ за то, что ими правит царь не из династии Рюриковичей. (Хотя на самом деле Годуновы были родственны Ивану Грозному и, соответственно, Рюриковичам.)

Вскоре поползли слухи о чудом спасшемся царевиче Дмитрии (к слову, таких «царевичей» в годы Смуты в России обнаружится более десятка), и на политическую арену Российского государства вступил Лжедмитрий I. А дальше — Смутное время, которое многие современные историки рассматривают как первую в России гражданскую войну.

Последствия голодных лет еще долго давали о себе знать. На протяжении всего Смутного времени и в первые годы царствования Михаила Федоровича Романова основной задачей властей было восстановление экономики страны и возобновление сельскохозяйственных работ на заброшенных землях. Значительная часть русского населения в поисках сытой жизни устремилась в малонаселенные регионы страны — на юг и восток…

— Но природные катаклизмы вовсе не обязательно приводят к каким‑то общественным бедствиям.

— Совершенно верно. Могут привести, а могут — и нет. Вот простейший пример: бедствия, случившиеся в России при Иване Грозном, в 1570‑е годы, — и неурожай, и моровое поветрие, — не привели к какой‑либо дестабилизации в стране. И власть сменилась вполне легитимно: после смерти Ивана Грозного престол перешел к сыну Федору Иоанновичу. И если предположить, что тот не умер бы в 1598 году (ему было всего сорок лет, он не успел оставить наследников), то не было бы пресечения династии Рюриковичей, не было бы необходимости избирать нового царя на Земском соборе. Соответственно, на престоле не оказался бы Борис Годунов…

То есть получается: для того чтобы природные факторы каким‑то образом «сработали», должно быть что‑то еще. В одиночку они не всегда действуют, нужны сопутствующие дополнительные обстоятельства…

И коль скоро мы говорили об извержении вулкана в Южной Америке в 1600 году, последствия которого чуть ли не спровоцировали Смутное время в России, то можно вспомнить и другое извержение вулкана, еще более сильное по своим последствиям. Оно произошло в апреле 1815 года на индонезийском острове Сумбава и непосредственно стоило жизней 71 тысячи человек, что является наибольшим числом погибших от извержения вулкана за всю историю человечества.

Точно так же, как и в первом случае, пепел распространился по всей земной атмосфере, и 1816 год вошел в историю как «год без лета». До сегодняшнего дня он остается самым холодным годом с начала документирования погодных наблюдений.

Тогда по всей Европе в марте температура продолжала оставаться зимней. В апреле и мае было неестественно много дождей и града. В июне и июле в Америке случились заморозки. В Нью-Йорке и Новой Англии выпадал снег. Германию неоднократно терзали сильные бури, многие реки (в том числе и Рейн) вышли из берегов. В Швейцарии каждый месяц выпадал снег.

Необычный холод привел к катастрофическому неурожаю. В результате весной 1817 года цены на зерно выросли в десять раз, а среди населения разразился голод. Британия закупила зерна больше, чем когда‑либо в своей истории. Десятки тысяч европейцев, к тому же все еще страдавших от разрушений Наполеоновских войн, эмигрировали в Америку…

Тем не менее на политические события этот климатический кризис серьезным образом не повлиял — в первую очередь потому, что люди уже не так зависели от природных условий, как двумя веками раньше. Промышленность была уже достаточно развита. Это касалось и Российской империи, которая в то время уже простиралась от Балтики до Тихого океана, и черноземные земли в ней эффективно использовались.

— Историки, а особенно публицисты любят говорить о таком факторе, как «генерал Мороз», который помог нам победить Наполеона, а потом и Гитлера…

По поводу Великой Отечест­венной войны — тут разговор отдельный, а вот про Наполеона скажу, что миф о «генерале Морозе» он практически выдумал сам, чтобы оправдать свою катастрофу в России. А затем его охотно подхватили его приближенные, которые также не хотели брать на себя ответственность за поражение французской армии… 

Хотя, во время Египетского похода 1798 – 1801 годов, в сильную жару, Наполеон утверждал, что его войска не могут зависеть от погодных условий.

Отступая из Москвы, 3 декабря 1812 года в Молодечно Наполеон надиктовал свой 29‑й бюллетень, в котором пытался объяснить причины поражения в России. Он писал, что 7 ноября начались морозы и «с сего времени не происходило ни одной ночи, в которую бы мы не лишились нескольких сот лошадей, которые падали на биваках». Наполеон красочно описывал, как дороги покрылись гололедицей, падали обозные лошади, причем не сотнями, а тысячами, из‑за чего вся конница осталась пешей. Этим он объяснял плачевное состояние армии. Этот бюллетень был назван французами «погребальным».

В том, что Наполеон Бонапарт знал, что в России бывает зима, сомневаться не приходится. Но получилось так, что он слишком много месяцев провел в Витебске, слишком поздно двинулся к Москве, преодолевая постоянное сопротивление русских войск и партизанских отрядов.

И по большому счету к тому времени, когда он почувствовал силу «генерала Мороза», климатический фактор уже не имел принципиального значения. Поскольку после того, как Наполеон оставил Москву и потерпел поражение под Малоярославцем, он уже действовал в том направлении, которое было ему задано Кутузовым. То есть он потерял инициативу и был вынужден отступать по разоренной войной старой Смоленской дороге, куда его загнали.

Легенда о «генерале Морозе» в свое время была опровергнута непосредственными участниками войны: с русской стороны — Денисом Давыдовым, с французской — Анри Бейлем (Стендалем).

«Было бы ошибкой думать, что зима в 1812 году наступила рано; напротив, в Москве стояла прекраснейшая погода. Когда мы выступили оттуда 19 октября, было всего три градуса мороза, и солнце ярко светило», — отмечал Стендаль, непосредственный участник наполеоновского похода в Россию.

Наполеон также многократно писал из Москвы своей жене Марии-Луизе о том, как там тепло. И под Тарутином, и под Малоярославцем еще стояла относительно хорошая погода, но она не помогла французам выиграть сражение…

Сильные морозы настали, когда отступавшие французы подошли к Березине. Это можно проверить даже по архивным данным о погоде и замерзании рек по пути отступления наполеоновских войск. Так и Березина уже была покрыта тонким льдом, который не выдержал груженых обозов. Переправы, сооруженные Наполеоном, были разбиты нашей артиллерией…

Но самые сильные морозы установились на территории Европы только в декабре 1812 — январе 1813 годов, уже после того как французские войска были изгнаны с территории России.

— И отправившиеся за ними вслед русские войска на холод почему‑то не жаловались…

— Вот именно! Русская армия наступала точно в таких же неблагоприятных погодных условиях, страдала от морозов, и потери несла, преследуя отступавшего врага, тоже немаленькие… И она все‑таки победила!

Читайте также:

Путеводитель для гимназистов: эта книга утвердила краеведческую репутацию Владимира Курбатова

«Аврора» на фоне «Авроры». Современная постройка «вторглась» в панораму невских берегов


#история #климат #природные явления

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 24 (7846) от 12.02.2025 под заголовком «Во всем виновата погода?».


Комментарии