«Аврора» на фоне «Авроры». Современная постройка «вторглась» в панораму невских берегов

Жилой комплекс на Большой Невке у Сампсониевского моста, практически полностью отделанный стеклом и увенчанный башней со шпилем, расположен едва ли не напротив крейсера «Аврора». И называется так же — «Аврора».

«Аврора» на фоне «Авроры». Современная постройка «вторглась» в панораму невских берегов | В очертаниях этого здания есть определенные переклички с обликом корабля, а своим стеклянным фасадом оно отражает и небо, и Неву./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В очертаниях этого здания есть определенные переклички с обликом корабля, а своим стеклянным фасадом оно отражает и небо, и Неву./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Дом этот служит, по сути, завершением огромного комплекса, сооружение которого началось еще в 1967 году. Он включал в себя гостиницу «Ленинград» с концертным залом и жилой дом на Финляндском проспекте, 1.

История этого участка — богатая. К началу XX века на большом отрезке от Военно-медицинской академии до больницы Красного Креста (Пироговская наб., 7) — этот изгиб реки иногда именуют Стрелкой Выборгской стороны — соседствовали одно-двухэтажные строения и пяти-шестиэтажные доходные дома. Выделялось монументальное здание Русского хирургического общества, известное также как Пироговский музей.

В 1934 году, когда участок выбрали для строительства грандиозного девятиэтажного жилого дома «Ударник» (проект архитектора Ноя Троцкого), все эти здания предполагалось снести. Но проект не был осуществлен.

В 1961 году архитектор Сергей Сперанский предложил возвести здесь 25‑этажную гостиницу «Аврора». Название не случайно, поскольку эта доминанта одновременно должна была стать фоном, подчеркивающим реликвию Октябрьской революции, поставленную в 1948 году у противоположного берега Большой Невки на вечную стоянку.

На городском градостроительном совете идея была поддержана, однако Госстрой СССР предписал понизить высоту новой гостиницы до 13 этажей. Официальная причина: избыточная высота здания, спроектированного в виде пластины, противоречит исторически сложившимся панорамам, в которых доминанты носили «башнеобразный» характер. Неофициальная: 25‑этажная гостиница «подавила» бы башню Финляндского вокзала.

В итоге требование Госстроя было выполнено, гостиницу «Ленинград» выстроили к 1970 году, но реконструкция всей Стрелки с этого только началась. В 1984 – 1987 годах по проекту Сергея Сперанского и Виктории Струзман был построен жилой дом на Финляндском проспекте, 1, прозванный в народе «синяком» из‑за цвета облицовочной плитки. Его не достроили, поскольку, по изначальному плану, он должен был «заворачивать» с проспекта на набережную по дуге.

Недостроенный торец здания придавал предмостному участку незавершенный вид, и, чтобы исправить это положение, в 2000 году провели конкурс на его застройку. Высотного регламента тогда еще не существовало (первая его редакция будет принята лишь весной 2004 года), поэтому объемные и высотные характеристики утверждались на градостроительном совете, и теоретически можно было спроектировать здесь здание любой высоты. В планировочном задании содержались только рекомендации придерживаться той же высоты, что и соседняя гостиница «Санкт-Петербург».

Архитектор Тимофей Садовский, выигравший конкурс и вместе с сыном Алексеем получивший право на реализацию проекта, предложил здание, увенчанное куполом со шпилем, общей высотой около 74 м (со шпилем — 100). Садовский рассказывал, что при проектировании «Авроры» добивался эффекта воздушности, а башня должна перекликаться со шпилем Нахимовского училища на противоположном берегу.

Жюри конкурса не только признало проект Садовского лучшим, но и одобрило его высотные характеристики, превышающие рекомендованный регламент. Подкупали криволинейные очертания самого здания, оформлявшие предмостную площадь, пропорциональная башня со шпилем, которая соответствовала петербургским традициям и одновременно перекликалась с башенкой соседнего дома Красного Креста.

В 2002 – 2005 годах здание жилого комплекса было построено. И сразу попало под огонь критики. Так, архитектурный критик Алексей Лепорк в 2008 году отмечал, что у здания «Авроры» как будто бы приплюснутая верхушка, и вообще на его фоне бывшая гостиница «Ленинград», нынешний отель «Санкт-Петербург», кажется образцом вкуса и пропорциональности.

Доктор архитектуры Светозар Заварихин указывал, что вертикальная доминанта не обладает характерной для города пропорциональной согласованностью и изяществом силуэта. Грубым вторжением в историческую панораму и в «открыточные» виды Петербурга назвал «Аврору» и возведенный с другой стороны от гостиницы жилой комплекс «Монблан» доктор искусствоведения Владимир Лисовский.

«Аврора» оказалась в так называемом черном списке ошибок, составленном в 2014 году градозащитниками. Однако и жители, и туристы считают «Аврору» самой очаровательной из всех ошибок. Фотографы очень любят использовать этот комплекс и как «зад­ник» для крейсера, и как удачное сочетание старого и нового, снимая на фоне комплекса свадьбы и торжественные мероприятия.

Читайте также:

Задушевное слово Чарской. Сегодня со дня рождения писательницы исполняется 150 лет

Буржуазия на уборке снега. Всеобщая трудовая повинность была методом борьбы со стихией


#крейсер «Аврора» #ЖК #Нева

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7838) от 31.01.2025 под заголовком ««Аврора» на фоне «Авроры»».


Комментарии