В противовес «ветшающей морали»

У каждой эпохи - свои модные писатели, в романах которых живут и действуют свои «герои нашего времени». Петербургский литератор Евдокия Нагродская пользовалась невероятной популярностью в конце XIX - начале ХХ века и была совершенно забыта впоследствии.
Наш собеседник доктор филологических наук Мария МИХАЙЛОВА, профессор Московского госуниверситета, изучает творчество забытых писателей первой трети ХХ века, а также женскую литературу Серебряного века.

В противовес «ветшающей морали» | Евдокия Аполлоновна Нагродская, фото 1910-х гг.

Евдокия Аполлоновна Нагродская, фото 1910-х гг.

- Мария Викторовна, чем же вас так зацепила Евдокия Нагродская?

- Тем, что стала знаменита благодаря изданному в 1910 году роману «Гнев Диониса», написанному в форме женского дневника от первого лица. Успех этого бестселлера впечатлял, его высоко оценили и читатели, и критики. До революции книгу много раз переиздавали...

Такую популярность роману обеспечило обращение автора к теории австрийского философа Отто Вейнингера, который в своем знаменитом труде «Пол и характер» выдвинул идею о существовании женственных мужчин и мужественных женщин. На страницах романа Нагродская как раз и коснулась такой острой темы, как тяготение друг к другу людей одного пола.

Фактически она создала образ «новой женщины», свободной от условностей «ветшающей морали». И в то же время итоговый выбор главной героини книги богемной художницы Татьяны все-таки соответствовал традиционным представлениям о предназначении женщины. Она отказалась от своих творческих устремлений и полностью отдалась воспитанию сына.

Подобный финал романа вызвал недоумение в среде феминисток, однако даже постановка вопроса о возможности выбирать между материнством и творчеством была неожиданно смелой, не говоря уже о других поднятых в романе проблемах, будораживших умы современников...

Затем последовали другие романы Нагродской: в 1911 году - «У бронзовой двери», в 1914-м - «Белая колоннада», в 1915-м - «Злые духи». Однако они, хотя и затрагивали те же самые темы, не сумели достичь популярности «Гнева Диониса».

Обращалась писательница и к жанру бытового социально-психологического рассказа. Например, в «Снах» она впервые в русской литературе «расшифровала» фрейдистскую теорию сновидений. Сочиняла она и «страшные новеллы», восходившие к готической литературной традиции, а также активно использовала элементы приключенческой литературы и фантастики. Обращение к таким сюжетам было столь непривычно для женского литературного творчества (это всегда было привилегией мужчин), что подобное «вторжение» старались не замечать.

- Что известно о личности самой писательницы?

- Евдокия Аполлоновна Нагродская - поздний ребенок Авдотьи Панаевой, возлюбленной Некрасова, которой он посвятил стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...».

Отцом писательницы был секретарь журнала «Современник» Аполлон Головачев, за которого, можно сказать, Панаеву и выдал сам Некрасов. В литературу она вступила довольно рано, начав печатать в петербургских газетах так называемые романы с продолжением, причем с говорящими названиями: «Дочь дьявола», «Мертвая петля», «Черное дело», Естественно, сегодня они практически неизвестны читателю...

- А были у Нагродской последователи или подражатели?

- Вы удивитесь, но мне удалось проследить связь прозы Михаила Булгакова с одним из произведений Нагродской. Можно предположить, что на глаза юному медику мог попасться ее рассказ «Он», напечатанный в 1911 году. Это записки пациентки, обращенные к ее лечащему врачу, которые были якобы найдены в бумагах застрелившегося доктора. Об этом говорится в предуведомлении, которое очень близко к сюжету рассказа Булгакова «Морфий»...

События рассказа «Он» разворачиваются в Петербурге, топография которого обозначена с тою же достоверностью, что зафиксирована применительно к Москве в романе «Мастер и Маргарита». Молодая девушка по имени Елена, скромная, работящая, дающая уроки, занимающаяся в библиотеке, встречает на улице таинственного незнакомца. Все происходит почти так же, как и перед появлением Воланда, когда «во всей аллее» «не оказалось ни одного человека». Но далее между незнакомцем и Еленой возникают отношения, которые дают ей возможность обрести безграничную власть. Разве не то же обещает Воланд Маргарите? Сходна судьба Елены и Ивана Бездомного, помещенных в психиатрические лечебницы. И подобных пересечений существует большое множество...

- Как гласит известный афоризм, автор виден по трудам своим. Наверное, и в личной жизни Евдокия Нагродская, как и героини ее романов, была эксцентричной?

- Да, она увлекалась мистицизмом. Работа над романом «Белая колоннада» совпала с ее увлечением масонством. Она воспринимала его как возможность всеобщего братства, вернее - сестринства, поскольку продолжала размышлять об объединении женщин и их поддержки друг друга.

Не чужда она была и спиритическим увлечениям. Во всяком случае ходили слухи, что в ее «нехорошей квартире» (Нагродская жила в доме на набережной реки Мойки, 91, в двух шагах от Исаакиевской площади) сами собой передвигаются стулья и слышны потусторонние голоса. Но, думается, хозяйка квартиры, скорее, подшучивала над своими гостями, хотя и верила во всевластие людских страстей, управляющих судьбой...

В 1920-е годы она вместе с мужем эмигрировала в Париж, где масонство стало важнейшей частью ее деятельности и нашло отражение в ее последнем произведении - исторической трилогии «Река времен», посвященной событиям в России в XVIII веке.

Понятно, что в советское время имя Нагродской было забыто. О ней вспомнили в начале 1990-х годов, когда в нашу литературу возвращались имена русской эмиграции, а также забытые литераторы предреволюционной России. В 1994 году в Москве и Петербурге, в разных издательствах одновременно был напечатан роман «Гнев Диониса». Тиражи тогда быстро разошлись... Последний раз популярный когда-то роман переиздали почти десять лет назад.

#Нагродская #литература #романы

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...