В начале XX века в Северной столице работал необычный кинотеатр «Зверинец»
«Был в кинематографе Зверинец. Сад. 38 с Павлом. Белые рабыни. Франциск. Роза Салема. Пренс замещает доктора. Фрико изуч. драмат. роль», — записал 10 декабря 1910 года в своем дневнике приказчик Александр Ефимов (уникальный документ эпохи ныне хранится в музее «Разночинный Петербург»).
ФОТО Joël de Vriend on Unsplash
Судя по записям в дневнике, молодой человек не раз бывал в увеселительном заведении в доме купца Саввы Яковлева на углу Садовой (дом № 38) и Гороховой улиц. Кстати, упомянутые им «Белые рабыни», «Франциск», «Роза Салема» и так далее — это названия короткометражных фильмов, из которых была составлена программа.
Что же представлял собой кинотеатр «Зверинец»?
26 июня 1907 года Наталия Францевна Мулерт подала прошение в городскую управу «для устройства кинематографа и зоологической выставки с буфетом без крепких напитков». Они должны были расположиться на втором этаже, годном «на 175 человек единовременного впуска с соблюдением в точности всех требований постановления о выставках, базарах, панорамах и т. п.». Разрешение было получено.
Кроме «Зверинца» Наталия Мулерт вместе с мужем Эдуардом Максовичем владела кинотеатром «Юмор» на Лиговском пр., 48, и «Кристалл-Паласом» на Невском пр., 72, а также несколькими магазинами с зоотоварами.
Весной 1910 года журнал «Сине-фоно» отметил «Зверинец-театр» как «оригинальный и интересный синематограф». Указывалось, что «владелец театра, являющийся и собственником зоологического магазина, в фойе устроил небольшой зверинец, где публика, не скучая, ожидает окончания сеанса. Здесь обезьяны, разнообразные птицы, аквариумы с рыбами. Зрительный зал театра средних размеров и убран просто».
Сеансы в «Зверинец-театре» начинались с четырех часов дня (по праздникам с двух) и продолжались до одиннадцати часов вечера, в фойе играл небольшой струнный оркестр.
Просуществовал кинотеатр шесть лет. Осенью 1913 года вместо «Зверинца» в том же помещении открылся театр эстрадных миниатюр «Летучая мышь» под управлением Александра Полонского. Пресса насмехалась и иронизировала: «На окнах красуются надписи «рыбы», «птицы», «крокодилы», «обезьяны»… Может быть, г. Полонский передумает и даст своему театру более подходящее название — «Крокодил»?..».
Газетный зал
«Горький опыт прошлых годов поставил на ноги всю нашу уездную полицию и всех представителей пригородных пожарных обществ. По статистическим данным, почти все пожары в Шувалове, Озерках и Парголове происходили от неисправного содержания печей и дымогарных труб. К этому присоединилось легкомыслие местных дачевладельцев, не признающих по дачам никаких расходов, небрежность трубочистов и в редких случаях неосторожность кухонной прислуги. В настоящее время дачные помещения обходит особая пожарная комиссия и тщательно осматривает все печи, топки и трубы, проверяя в то же время работу трубочистов и занося в протокол все замеченные ею упущения. Давно пора».
«Петербургская газета», 2 июня 1899 г.
«С обострением дороговизны городское управление через свои попечительства оборудовало в разных районах целый ряд дешевых столовых. Вначале дело пошло очень хорошо, столовые привлекали массу публики: курсисток, рабочих, студентов, солдат и проч. Попечительства кормили дешево и сытно. Однако с течением времени цены начали возрастать, и теперь обед в них обходится ничуть не дешевле, чем в небольших ресторанах и кухмистерских».
«Петроградский листок», 4 августа 1917 г.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 98 (7674) от 31.05.2024 под заголовком «Синема со зверинцем».
Комментарии