2Vtzqv4Hz9U

Синема на Обводном. История первого кинотеатра «Россия» в доме № 124

В начале ноября 1907 года дворянин Иван Лисенко получил разрешение на открытие кинематографа вместимостью до 150 человек в первом этаже надворного флигеля в доме № 124 по Обводному каналу. Так на этом бойком месте, близ Балтийского вокзала, появился первый кинематограф, который просуществовал около года. Позднее здесь сменилось несколько больших и малых кинотеатров.

Синема на Обводном. История первого кинотеатра «Россия» в доме № 124 | ФОТО Fer-Gregory Shutterstock

ФОТО Fer-Gregory Shutterstock

Недолгой оказалась и жизнь кинозаведений, устроенных по этому адресу сначала кронштадтским мещанином Михаилом Геевым, а затем Алексеем Кондратьевым. Более удачным было начинание Клавдии Константиновой: ее кинематограф, получивший название «Балтийский электротеатр», располагался на втором этаже дворового флигеля в квартире № 48. Он открылся 5 августа 1910 года и просуществовал три года.

Очередной кинотеатр, на этот раз «Россия», появился здесь в начале 1916 года. Его хозяином был булочник Александр Игнатьевич Непомнящий, живший в Старом Петергофе. Он обратился в городскую управу «с ходатайством об узаконении чертежей большого кинематографа с эстрадой для дивертиссемента на втором этаже дворового флигеля». После Октябрьской революции заведение было национализировано, а во время нэпа его сдавали в аренду.

Сведения о работе кинотеатра «Россия» в 1920‑х годах можно найти в воспоминаниях художника-графика и литератора Бориса Федоровича Семенова, отец которого играл на виолончели в оркестре этого заведения: «Кинотеатр «Россия»… словно празднично иллюминированный пароход, издалека приветливо мигал мне своими разноцветными лампочками при входе. В фойе все уже толпились перед деревянной перегородкой, что была до потолка заклеена яркими рекламными картинками. Эти многокрасочные афиши поражали величиной — некоторые были составлены из четырех лис­тов. От них трудно было оторваться. Даже буквы надписей выглядели завлекательно, хоть и непонятно, о чем они говорили: ведь реклама предназначалась для американского зрителя, и переводчика среди нас не находилось. Вот и старался всяк своим умом дойти до смысла изображений…».

Борис Семенов отмечал, что все билеты стоили одинаково, поэтому каждый торопился занять ­место получше, и не только для себя, но и для трех-четырех приятелей. В зале стоял отчаянный шум: перекликались друзья из разных рядов, вспыхивали скандалы из‑за занятых мест… Но все крики мгновенно умолкали, когда на экране появлялись первые мигающие кадры фильма.

Особенно интересны воспоминания о директоре кинотеатра Екатерине Тимофеевне Выводцевой. Что примечательно, перед революцией она, жена потомственного почетного гражданина, владела кинематографом «Балтийский театр», располагавшимся в соседнем доме — № 126 по Обводному каналу.

«Тетя Катя — грозная толстая коротышка со сросшимися бровями — была копией царевны Софьи с картины Репина, — вспоминал Семенов. — Она была единовластной хозяйкой своего кинотеатра, требовала, чтобы ее называли «товарищ директор», и не пасовала ни перед фининспектором, ни перед местной шпаной. На мощной груди у тети Кати всегда было одно и то же украшение: массивный костяной свисток с горошиной, болтавшийся на витом красном шнуре…»

Когда страсти в зрительном зале накалялись до предела и зрители бросали в экранных злодеев чем только могли, показ ленты обрывался. Вспыхивал свет, и Выводцева бросалась наводить порядок. Стуча высокими каблуками, она подбегала к нарушителю и вышвыривала его на улицу.

«Хозяйка «России» удивительно хорошо знала запросы своего зрителя, — отмечал Семенов. — И хотя фильмы демонстрировались очень старые, с «дождем», который прочесывал экран царапинами, с внезапными обрывами, и механику часто приходилось клеить изношенную ленту, зал, наэлектризованный, ­терпеливо ждал продолжения сеанса».

Кинотеатр «Россия» просуществовал до 1927 года.

Читайте также:

Булавка от императрицы. История семьи знаменитого фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского

«Прыжок через столетия»: такой виделась Октябрьская революция американской журналистике Луизе Брайант


#история #кинотеатр #Обводный канал

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (7792) от 14.11.2024 под заголовком «Синема на Обводном».


Комментарии