Цветок Ринальди. Зодчий впервые оставил автограф на дворце Петра III в Ораниенбауме

На гравюре середины XIX века — изображение крепости Петерштадт в Ораниенбауме. Обратите внимание на двухэтажное здание, расположенное слева, — дворец Петра III. Александр Бенуа считал, что эта постройка Ринальди созвучна музыке Гайдна и Моцарта. На ней зодчий впервые оставил свой знаменитый автограф — «Цветок Ринальди», личный знак архитектора: две перевязанные лентой цветущие ветви.

Цветок Ринальди. Зодчий впервые оставил автограф на дворце Петра III в Ораниенбауме | Иллюстрация середины XIX века запечатлела не только сохранившиеся и поныне дворец и почетные ворота./Репродукция. ФОТО автора

Иллюстрация середины XIX века запечатлела не только сохранившиеся и поныне дворец и почетные ворота./Репродукция. ФОТО автора

В 1743 году императрица Елизавета Петровна преподнесла Ораниенбаум — бывшее имение Александра Даниловича Меншикова — в подарок своему племяннику, сыну сест­ры Анны, которая была замужем за северогерманским герцогом Карлом-Фридрихом Гольштейн-Готторпским. По настоянию императрицы подросток в возрасте четырнадцати лет приехал в Россию и был крещен с именем Петр Федорович.

В 1745 году его, внука Петра I, женили на троюродной сестре принцессе Софии-Августе-Фредерике, крещенной с именем Екатерина Алексеевна, будущей Екатерине II.

Петр Федорович, обожавший маршировку, смотры, парады, очень обрадовался идее построить на территории подаренного ему имения «потешную» цитадель для обучения военному делу. Когда на берегу Утиного пруда выросла маленькая деревянная крепость с четырьмя бас­тионами, окруженная земляными валами, он назвал ее Екатеринбург — в честь своей супруги.

В 1756 году рядом с Екатеринбургом была заложена еще одна крепость, получившая имя Святого Петра. Спустя несколько лет началась ее реконструкция, на которую наследник престола выделил из своих средств тысячу руб­лей. Обновленную крепость Петерштадт, сложное фортификационное сооружение, возводили по всем правилам военной науки.

Руководили строительством голштинский майор Ферстер и инженер-поручик Савелий Соколов. Все сооружения были деревянными и одноэтажными. Исключение составляли каменные почетные ворота и двухэтажный «каменный дом» — дворец для отдыха. Его проект создал принятый на службу в Малый великокняжеский двор архитектор Антонио Ринальди. Этот дворец — загородная резиденция для отдыха после военных учений.

Изысканные интерьеры дворца были отделаны по вкусу Петра Федоровича. Более двухсот уникальных лаковых панно в стиле китайского искусства выполнил русский художник Федор Власов.

После постройки Петерштадта крепость Екатеринбург стала исполнять роль «условного противника», ее обстреливали корабли «потешного флота», стоявшие на водах Нижнего пруда, который тогда назывался «малым увеселительным морем». Любопытно, что «условным противником» на воде была галера «Екатерина». Если судить по этим признакам, налицо были ухудшившиеся отношения между супругами.

Окончательно работы по реконструкции Петерштадта завершились в 1762 году, буквально накануне дворцового переворота, в результате которого император Петр III был свергнут с престола. Впоследствии дворец стал приходить в запустение, живопись из картинного зала увезли…

После 1917 года парк и дворец перешли в ведение созданного в 1918 году Лесного техникума, который устроил в творении Ринальди зоологический уголок. В нем поставили клетки с медведем, волком, лисицей и другими зверями. В 1935‑м арендатором дворца стал отдел физкультуры.

В годы Великой Отечественной войны дворец Петра III практически не пострадал, а с 1953 года стал музеем. В нем в числе других экспонатов хранятся и личные вещи императора, недолгое правление которого сегодня вызывает все больший интерес исследователей.


#зодчий #автограф #дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7551) от 24.11.2023 под заголовком «Цветок Ринальди».


Комментарии