Земляника в Шуваловском парке: в Михайловском дворце работает выставка, посвященная Максиму Воробьеву и его ученикам

В академических залах (№ 14 и 15) Михайловского дворца работает выставка «Максим Никифорович Воробьев и его ученики. Рисунки и акварели из собрания Русского музея» (6+). Она знакомит широкую публику с малоизвестной страницей отечественного изобразительного искусства первой половины XIX века.

Земляника в Шуваловском парке: в Михайловском дворце работает выставка, посвященная Максиму Воробьеву и его ученикам  | ФОТО Василий Садовников. «Вид усадьбы Строгановых Марьино». 1820‑е гг

ФОТО Василий Садовников. «Вид усадьбы Строгановых Марьино». 1820‑е гг

Этим хрупким произведениям около двухсот лет, поэтому они крайне редко покидают фонды музея для показа на коротких выставках ручной графики. И сейчас они представлены в витринах: чтобы рассмотреть рисунки, надо поднять плотные бархатные «шторки» бордового цвета — фирменного знака Русского музея. Из 48 рисунков и акварелей большая часть прежде не экспонировалась, исключение составляют несколько произведений Максима Воробьева, учителя всех остальных художников, и его самого известного ученика Василия Садовникова, автора знаменитой «Панорамы Невского проспекта».

Максим Воробьев (1787 – 1855) — крупнейший мастер отечественного пейзажа первой половины XIX века. Он сорок лет преподавал в Академии художеств, руководил классом пейзажной живописи, среди его лучших учеников были шесть художников, работы которых представлены на выставке. Все они за успехи в учебе получали возможность длительных пенсионерских поездок в Италию. Сократ Воробьев, сын педагога, имел еще и дополнительную командировку по личному распоряжению Николая I.

Выставка начинается с произведений Воробьева-старшего. Это виды русского посольства в Стамбуле, сделанные им в 1820 году во время большого путешествия на Ближний Восток. Через 25 лет во время последней зарубежной поездки художник нарисовал гору Пеллегрино на Сицилии. Изысканны карандашные рисунки Воробьева-младшего, сделанные им в Амальфи, на острове Искья и в других окрестностях Неаполя.

Рано ушедший из жизни Михаил Лебедев оставил замечательный карандашный «Римский пейзаж», изобразив набережную Тибра с фонариком на причале, внутри которого горит свеча. Любителям графики будет интересно ознакомиться с жанровыми акварельными портретами итальянок, созданными Василием Штернбергом и Михаилом Эльсоном. Эти художники известны только узкому кругу специалистов.

В 1829 – 1831 годах Никанор Чернецов привез из путешествия по Крыму и Кавказу несколько интересных пейзажей — «Вид в Мисхоре», «Общий вид Фороса» и «Дарьяльское ущелье», которое примерно в те же годы было воспето Пушкиным и Лермонтовым.

Для тех, кто интересуется историей города, будут интересны малоизвестные акварели Василия Садовникова, запечатлевшие северные окрестности российской столицы. Это — «Дорога из Старой Деревни в Заманиловку во втором Парголове», «Вид с Парнаса» и «Виды Парголова». Все они созданы в 1833 году, последние два пейзажа изображают Шуваловский парк и гуляющих там людей. На полях одной из акварелей художник тщательно рисует куст со спелой земляникой. Теперь этих ягод в парке не сыщешь. Петербургские пейзажи дополнены «Видом усадьбы Строгановых Марьино» и «Воротами «Собственной дачи» в Петергофе».

Вил с Парнаса_Пр.jpg
ФОТО Василий Садовников. «Вид с Парнаса». 1833 г.


Выставка продлится по 22 апреля.

#выставка #Михайловский дворец #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 22 (7598) от 07.02.2024 под заголовком «Земляника в Шуваловском парке».


Комментарии