«Церковная деревня». История поселка, где победили Солнце

За Зеленогорском у моста через Черную речку Приморское шоссе упирается в развилку. Прямо поедешь – в Рощино попадешь, налево – в Приморск, направо – в Выборг, но указатели сообщают, что еще задолго до Выборга путешественнику предстоит миновать поселок с непритязательным названием Поляны.

«Церковная деревня». История поселка, где победили Солнце | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В начале XIX века финны именовали этот населенный пункт Киркконкюля, что переводится как «церковная деревня». Местное озеро назывались Церковным – Киркконярви. Одновременно существовало и другое имя – Уусикиркко («новая церковь»), которое и стало затем главным и единственным. Так же назывались и волость, охватывавшая близлежащий район, и станция Финляндской железной дороги. В начале XX века ее переиначили в Каннельярви, поскольку от станции до одноименной деревни несравненно ближе, чем до Уусикиркко.

Многие населенные пункты Карельского перешейка имеют две истории: финскую и постфинскую. При этом русского населения в каких-то местах почти не было, а где-то, как, например, в Келломяках и Терийоках, оно доминировало, поскольку эти места были необычайно популярны у дачников.

В истории Уусикиркко прославилось несколькими известными личностями – и финскими, и русскими...

В 1844 году настоятелем местной церкви святого Йоханнеса стал ученый Андерс Юхан Хиппинг (в русском варианте – Андрей Иванович Гиппинг). Его рукоположили в священники в 1812 году. Работая в Дирекции императорских театров в Петербурге, он был известен своей начитанностью и знанием истории. В 1820 году граф Н. П. Румянцев пригласил его привести в порядок свою внушительную библиотеку, в которой было немало книг по истории Ингерманландии и Финляндии. Их изучение позволило Гиппингу создать главный труд своей жизни – книгу «Нева и Ниеншанц», которая и сегодня является важнейшим источником по истории приневского края. Умер Гиппинг в 1862-м в Уусикиркко, но его могила за долгие годы затерялась на почти изчезнувшем лютеранском кладбище.

Местными дачниками, обосновавшимися тут надолго, становились известные личности. Так, последние семнадцать лет своей жизни в Уусикиркко жил барон Пауль Питер Клодт фон Юргенсбург, а по-простому – Петр Карлович Клодт, известный как создатель знаменитых скульптур на Аничковом мосту. Здесь, в Уусикиркко, он и умер в 1867 году, но похоронили его на Волковском кладбище в Петербурге.

Племянник Петра Карловича Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург, один из учредителей товарищества художников-передвижников, периодически появлялся в здешних краях, о чем свидетельствуют названия его картин, в частности, «Пейзаж в Уусикиркко».

В 1913 году здесь жила творческая и супружеская пара – художники Михаил Васильевич Матюшин и Елена Генриховна Гуро. Глава семейства был одним из организаторов Первого Всероссийского съезда Баячей Будущего, состоявшегося в июле 1913 года именно в Уусикиркко. Правда, съездом это мероприятие можно было назвать только условно: в нем участвовали всего три человека – сам Михаил Матюшин, художник Казимир Малевич и поэт-футурист Алексей Крученых. Велимир Хлебников обещал, но не приехал. 

Председателем был объявлен Матюшин. Манифест, составленный участниками съезда, прокричал, как казалось авторам, на весь мир: «Мы собрались сюда, чтобы вооружить против себя мир!». Театру идеологи новой жизни отводили особую роль: «Устремиться на оплот художественной чахлости – на Русский театр и решительно преобразовать его. Художественным, Большим и Малым нет места в сегодня! – с этой целью учреждается Новый театр «Будетлянин».

В том же году Матюшин написал первую футуристическую оперу «Победа над Солнцем», либретто сочинил Алексей Крученых, а декорации и костюмы выполнил Казимир Малевич. Текст же вступления написал сам Велимир Хлебников. В начале декабря 1913 года оперу можно было послушать и посмотреть в петербургском «Луна-парке» – «Первом Футуристов Театре», как значилось в афишах...

Жизнь в Уусикиркко после декабря 1917 года, то есть в составе государства Финляндия, отличалась от дореволюционной почти полным отсутствием русских жителей. Работали две школы, в начале 1930-х годов открылось автобусное сообщение Терийоки – Выборг с остановкой в Уусикиркко, а несколькими годами позже появились телефоны. Перед отступлением 1939 года в ходе «зимней» войны некоторые дома были финнами сожжены, да и военные действия тоже оставили отметины в этой местности.

После Второй мировой переход от финского уклада жизни к советскому произошел по приказу и очень быстро. Финского населения после Великой Отечественной войны не осталось: его место заняли переселенцы. В 1949 году Уусикиркко, как и большинство населенных пунктов Карельского перешейка, получило новое имя – Поляны.

В советское время были в Полянах и совхозы, и птицефермы. Говорят, на одну из них даже приезжал за удобрением знаменитый композитор В. П. Соловьев-Седой, имевший дачу в Комарове и разводивший там замечательные цветы.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#поселок #история #путешествия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 25 (6863) от 12.02.2021 под заголовком «Поселок, где победили Солнце».


Комментарии