Торговля как форма смычки

Кузнечный рынок, первое подобное сооружение советской эпохи в нашем городе, в нынешнем году отмечает свое девяностолетие. Его строительство было завершено в 1927 году. Власти позволили архитекторам придать утилитарному сооружению выразительный архитектурный образ.

Торговля как форма смычки | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Территорией, где разместился рынок, прежде владел Владимирский собор. Там стояли деревянные дома для его служителей. В 1907 году на этом, фактически уже пустом месте был устроен рынок, или базар, называвшийся Владимирским. Плохо оборудованный, грязный и шумный, он вызывал недовольство горожан.

В 1917 году, еще до Октябрьской революции, рынок арендовали петергофские купцы Ф. И. Миронов, Н. П. Павлов и ораниенбаумский купец П. И. Шашулин, заключившие договор на 12 лет, до 1929 года - на условиях устройства за свой счет помещений под торговлю. По окончании срока контракта недвижимое имущество должно было отойти в пользу церкви.

Естественно, после революции ситуация изменилась, и упомянутые коммерсанты уже во время нэпа, в октябре 1921 года, заключили другой договор аренды - с коллегией жилищного отдела Петрогубсовкомхоза на десять лет. Условия следующие: они своими силами строят новые помещения рынка, регулярно платят за аренду, а по истечении ее срока сдают рынок жилищному отделу безвозмездно и в исправном виде.

Забегая вперед, скажем: в августе 1928 года Ленинградский окружной суд расторг договоры с арендаторами и передал торговое заведение городскому отделу коммунального хозяйства. К этому времени, как отмечает исследователь Елена Лущеко, двое из бывших купцов (Шашулин и Павлов) были под арестом, а третий умер.

Автором проекта рынка, возведенного в 1923 - 1927 годах, стало талантливое трио, состоявшее из архитекторов С. О. Овсянникова, А. С. Пронина и скульптора В. Ф. Разумовского. Они обратились к стилю неоклассицизма. Первый этаж был оформлен в виде широких застекленных аркад с колоннами, центральный вход выделен большой аркой с четырьмя мощными рустованными колоннами.

Увенчивает сооружение башня с часами, украшенными по кругу циферблата знаками зодиака. Логичен вопрос: времена раннесоветские, откуда появилась астрологическая тема, тогда всерьез не воспринимавшаяся? По всей видимости, знаки зодиака здесь просто как украшение, дополняющее римские цифры. Кстати, знаки зодиака с давних пор использовались на многих циферблатах на часовых башнях в самых разных странах...

Здание получилось необычным, красивым и где-то слегка сказочным. Но внешность в данном случае, как никогда, обманчива - внутри этого сооружения никогда не было ничего волшебного, и с самого момента своего открытия Кузнечный рынок был только торговым местом. Но рынком известным и, невзирая на цены, которые здесь, чего таить, всегда кусались, достаточно популярным.

Явным знаком времени в оформлении здания была не только большая пятиконечная звезда над боковым входом (со стороны улицы Достоевского), но и масштабные фигуры рабочего с молотом и крестьянина со снопами - справа и слева от главного входа. Они были не только творцами, хозяевами новой жизни: в те годы подобное изображение являлось художественной иллюстрацией политического лозунга - «Смычки города с деревней». Причем важнейшей формой этой смычки признавалась торговля.

В «Красной газете» от 11 сентября 1925 года говорилось: «Статуи закончены пока в глине, а в дальнейшем будут отлиты. Эти работы принадлежат скульптору Василию Флегонтовичу Разумовскому, вылепившему в 1918 году первый в РСФСР бюст В. И. Ленина».

Владимира Ильича мастер видел собственными глазами - когда тот выступал в 1917 году с балкона особняка Кшесинской. В свое время копии бюста Ленина работы Разумовского, который ныне хранится в Музее политической истории России, можно было увидеть во многих общественных местах Ленинграда (в кинотеатре «Баррикада», Библиотеке Академии наук и т. д.). В 1925 году его проект памятника Ленину у Финляндского вокзала получил вторую премию.

Начал же свою творческую деятельность Василий Разумовский еще до революции. В 1905 - 1912 годах он был вольнослушателем Академии художеств по классу скульптуры, в 1913-м получил звание скульптора за композицию «Самсон и Далила». Занимался созданием декоративно-монументальной скульптуры на постройках ведущих петербургских архитекторов Ф. И. Лидваля, В. А. Щуко, А. С. Белогруда.

По воспоминаниям писателя Ф. Е. Зарин-Несвицкого, Василий Разумовский «был тонким и многознающим ценителем искусства от Праксителя до Родена... Это был драгоценный самородок, на редкость богато одаренный умом, сердцем и талантом, скромностью и простотой, свойственными только действительно большим людям»...

В 1924 году, как раз тогда, когда строился Кузнечный рынок, Василия Разумовского зачислили на работу реставратором в управление Детскосельскими дворцами-музеями, и он с семьей переехал в Детское (бывшее Царское) Село. Поселились Разумовские в левом полуциркуле Екатерининского дворца в комнате бывших сторожей. Когда в 1930 году в возрасте 52 лет Разумовский скончался, государство назначило его вдове Александре Саввишне академическую пенсию за мужа - «за заслуги перед страной».

Кстати, судьба распорядилась так, что реставрацией фигур рабочего и крестьянина на здании Кузнечного рынка через шестьдесят лет после их создания занимался сын Василия Флегонтовича - скульптор Александр Васильевич Разумовский.

#город #прогулки #Кузнечный

Комментарии