Главная городская газета

Торговля как форма смычки

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Судьбу восстания решили в Лесном

Прогулки по городу: Болотная ул., 13 Читать полностью

Театральная оплеуха

Дебютный показ «Маленького Фауста» на сцене Михайловского театра состоялся в самый разгар судебной тяжбы, 12 октября 1869 года. Читать полностью

Партбилет как библия

О чем мечтал и к чему стремился «новый человек» Читать полностью

Двенадцатый

После побега выжить удалось только ему одному Читать полностью

Автограф на стене

Звука выстрела Алексей не расслышал, только почувствовал, как дрогнула под ногами земля и горячая волна швырнула его на дно оврага. Читать полностью

Блокадный конь Васька

C группой выздоравливающих был отправлен для окончательной поправки здоровья «на природу» - Карельский перешеек... Читать полностью
Реклама
Реклама
Торговля как форма смычки | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Кузнечный рынок, первое подобное сооружение советской эпохи в нашем городе, в нынешнем году отмечает свое девяностолетие. Его строительство было завершено в 1927 году. Власти позволили архитекторам придать утилитарному сооружению выразительный архитектурный образ.

Территорией, где разместился рынок, прежде владел Владимирский собор. Там стояли деревянные дома для его служителей. В 1907 году на этом, фактически уже пустом месте был устроен рынок, или базар, называвшийся Владимирским. Плохо оборудованный, грязный и шумный, он вызывал недовольство горожан.

В 1917 году, еще до Октябрьской революции, рынок арендовали петергофские купцы Ф. И. Миронов, Н. П. Павлов и ораниенбаумский купец П. И. Шашулин, заключившие договор на 12 лет, до 1929 года - на условиях устройства за свой счет помещений под торговлю. По окончании срока контракта недвижимое имущество должно было отойти в пользу церкви.

Естественно, после революции ситуация изменилась, и упомянутые коммерсанты уже во время нэпа, в октябре 1921 года, заключили другой договор аренды - с коллегией жилищного отдела Петрогубсовкомхоза на десять лет. Условия следующие: они своими силами строят новые помещения рынка, регулярно платят за аренду, а по истечении ее срока сдают рынок жилищному отделу безвозмездно и в исправном виде.

Забегая вперед, скажем: в августе 1928 года Ленинградский окружной суд расторг договоры с арендаторами и передал торговое заведение городскому отделу коммунального хозяйства. К этому времени, как отмечает исследователь Елена Лущеко, двое из бывших купцов (Шашулин и Павлов) были под арестом, а третий умер.

Автором проекта рынка, возведенного в 1923 - 1927 годах, стало талантливое трио, состоявшее из архитекторов С. О. Овсянникова, А. С. Пронина и скульптора В. Ф. Разумовского. Они обратились к стилю неоклассицизма. Первый этаж был оформлен в виде широких застекленных аркад с колоннами, центральный вход выделен большой аркой с четырьмя мощными рустованными колоннами.

Увенчивает сооружение башня с часами, украшенными по кругу циферблата знаками зодиака. Логичен вопрос: времена раннесоветские, откуда появилась астрологическая тема, тогда всерьез не воспринимавшаяся? По всей видимости, знаки зодиака здесь просто как украшение, дополняющее римские цифры. Кстати, знаки зодиака с давних пор использовались на многих циферблатах на часовых башнях в самых разных странах...

Здание получилось необычным, красивым и где-то слегка сказочным. Но внешность в данном случае, как никогда, обманчива - внутри этого сооружения никогда не было ничего волшебного, и с самого момента своего открытия Кузнечный рынок был только торговым местом. Но рынком известным и, невзирая на цены, которые здесь, чего таить, всегда кусались, достаточно популярным.

Явным знаком времени в оформлении здания была не только большая пятиконечная звезда над боковым входом (со стороны улицы Достоевского), но и масштабные фигуры рабочего с молотом и крестьянина со снопами - справа и слева от главного входа. Они были не только творцами, хозяевами новой жизни: в те годы подобное изображение являлось художественной иллюстрацией политического лозунга - «Смычки города с деревней». Причем важнейшей формой этой смычки признавалась торговля.

В «Красной газете» от 11 сентября 1925 года говорилось: «Статуи закончены пока в глине, а в дальнейшем будут отлиты. Эти работы принадлежат скульптору Василию Флегонтовичу Разумовскому, вылепившему в 1918 году первый в РСФСР бюст В. И. Ленина».

Владимира Ильича мастер видел собственными глазами - когда тот выступал в 1917 году с балкона особняка Кшесинской. В свое время копии бюста Ленина работы Разумовского, который ныне хранится в Музее политической истории России, можно было увидеть во многих общественных местах Ленинграда (в кинотеатре «Баррикада», Библиотеке Академии наук и т. д.). В 1925 году его проект памятника Ленину у Финляндского вокзала получил вторую премию.

Начал же свою творческую деятельность Василий Разумовский еще до революции. В 1905 - 1912 годах он был вольнослушателем Академии художеств по классу скульптуры, в 1913-м получил звание скульптора за композицию «Самсон и Далила». Занимался созданием декоративно-монументальной скульптуры на постройках ведущих петербургских архитекторов Ф. И. Лидваля, В. А. Щуко, А. С. Белогруда.

По воспоминаниям писателя Ф. Е. Зарин-Несвицкого, Василий Разумовский «был тонким и многознающим ценителем искусства от Праксителя до Родена... Это был драгоценный самородок, на редкость богато одаренный умом, сердцем и талантом, скромностью и простотой, свойственными только действительно большим людям»...

В 1924 году, как раз тогда, когда строился Кузнечный рынок, Василия Разумовского зачислили на работу реставратором в управление Детскосельскими дворцами-музеями, и он с семьей переехал в Детское (бывшее Царское) Село. Поселились Разумовские в левом полуциркуле Екатерининского дворца в комнате бывших сторожей. Когда в 1930 году в возрасте 52 лет Разумовский скончался, государство назначило его вдове Александре Саввишне академическую пенсию за мужа - «за заслуги перед страной».

Кстати, судьба распорядилась так, что реставрацией фигур рабочего и крестьянина на здании Кузнечного рынка через шестьдесят лет после их создания занимался сын Василия Флегонтовича - скульптор Александр Васильевич Разумовский.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook