Табак не курил, но нюхал. Какую надпись скрывает табакерка Суворова?
В экспозиции Государственного исторического музея в Москве, посвященной XVIII столетию, есть достаточно любопытная коллекция табакерок. Каждая из них ценна по‑своему. На внутренней стороне крышки одной из них выгравирована надпись, которая в оригинале звучит следующим образом: «Князь италискiй Графъ Суворовъ рымникскiй носил оную табакерку при себе более 10ти лет и до последней минуты жизни своей».
Мемориальная суворовская табакерка изготовлена в Западной Европе из золота. Снаружи она украшена орнаментом: сеткой волнистых линий по металлу./Репродукция. ФОТО автора
Когда речь заходит о частной жизни Суворова, историки нередко ссылаются на записки отставного сержанта Ивана Сергеева, «находившегося при Суворове шестнадцать лет безотлучно» и опубликованные в журнале «Маяк» в 1842 году. В них говорилось, что полководец «табаку никогда не курил, но днем любил нюхать рульной табак, и очень часто». Кстати, рульный табак, в связках, считался самым крепким.
«В будничные дня держал золотую табакерку, а в праздник осыпанную бриллиантами, с портретом Императрицы Екатерины II или с вензелями Иосифа второго, и других Европейских Государей, даривших его табакерками, и менял их почти ежедневно то; но не любил, чтобы нюхали из его табакерки, — сообщал далее Иван Сергеев. — Исключение было только для Князя Григория Семеновича Волконского, с которым он был в дружбе».
Так что, по всей видимости, эта табакерка была вовсе не единственной, которой пользовался полководец. Но вот с подобной надписью другой такой точно не было. Если разбирать ее, что называется, по пунктам, то получается следующая цепочка.
Титул «граф Суворов Рымникский» был пожалован Суворову Екатериной II за победу союзной русско-австрийской армии в сентябре 1789 года над четырехкратно превосходящим ее турецким войском на реке Рымник. В княжеское достоинство с титулом «князя Италийского» военачальник был возведен императором Павлом I в августе 1799 года — в знак заслуг в Итальянском походе против французской армии.
А поскольку надпись свидетельствует, что полководец не расставался с этой табакеркой более десяти лет, то, как отмечают сотрудники музея, возможно, она помнит и победу при Рымнике. Скорее всего, этот ценный подарок был преподнесен Суворову в годы царствования Екатерины II от имени императрицы.
Завершают надпись слова о том, что Суворов носил эту табакерку при себе «до последней минуты жизни своей». Скончался он, как известно, 6 мая 1800 года.
В последние месяцы своей жизни полководец оказался в опале. Как отмечают историки, она была связана и с мнительностью императора Павла, опасавшегося заговоров и чрезмерного усиления Суворова, и с тем, что полководец славился своими «чудачествами» и вольностями, которые были не по нраву государю. Кроме того, Суворов не скрывал своего несогласия с намечавшимся сближением России с Францией.
Тем не менее, несмотря на прохладное отношение верхов к генералиссимусу, российское общество относилось к нему очень трепетно. Поэтому, как считают в музее, не исключено, что надпись на табакерке была выгравирована по заказу не кого‑нибудь из родных и близких полководца, а некоего лица из круга почитателей суворовского военного гения.
В Исторический музей реликвия поступила в 1905 году из огромной коллекции древностей купца Петра Щукина — страстного собирателя предметов русской старины.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (7239) от 24.08.2022 под заголовком «Табак не курил, но нюхал».
Комментарии