Как записка курсанта Винницкого пехотного училища стала экспонатом музея

17 июля исполнится 80 лет со дня начала Сталинградской битвы, ставшей переломной в ходе Великой Отечественной войны. Историки не устают подчеркивать: ее участники, бойцы и командиры Красной армии, явили примеры массового героизма, отстаивая каждую пядь земли. В музее-заповеднике «Сталинградская битва», расположенном в Волгограде, представлен уникальный экспонат того времени — записка курсанта Винницкого пехотного училища Ивана Шестовских.

Как записка курсанта Винницкого пехотного училища стала экспонатом музея | Автора записки, найденной на поле боя, долгие годы считали погибшим. / Репродукция. ФОТО автора

Автора записки, найденной на поле боя, долгие годы считали погибшим. / Репродукция. ФОТО автора

…Клочок бумаги, оборванный по краям, с засохшими пятнами крови. Надпись гласит: «Сегодня, т. е. 23 августа ведем ожесточенный бой с проклятым фашизмом, если меня убьют, то пусть Родина знает, что я погиб героически, за исторический город Сталинград. Я кандидат ВКП(б), но прошу меня считать членом партии. Пусть же Родина знает, что погиб за дело партии Ленина-Сталина. К сему подписуюсь И. К. Шестовских».

История документа такова. 23 августа 1942 года полк Винницкого пехотного училища в тяжелом бою за высоту 82,6 в Светлоярском районе, попав в окружение, отражал многочисленные атаки врага. Боеприпасы кончались, в живых осталась лишь горстка бойцов. И тогда они решили написать и оставить на своих позициях посмертные записки — своего рода завещания, чтобы нашедшие их сообщили родным об обстоятельствах их гибели.

Ивану Шестовских с немногими товарищами удалось выйти из окружения. Он продолжал воевать, а в октябре 1942 года был тяжело ранен. Долго лечился в госпиталях, позже был демобилизован по ранению и вернулся на родной Урал. Работал в системе кооперации инвалидов, инструктором горкома партии, позже стал секретарем Ирбитского райкома Свердловской области, окончил Свердловскую высшую партийную школу.

В 1957 году написанная им ­записка была найдена на местах боев «красными следопытами». Они передали ее в Винницкий ­сводный курсантский полк, оттуда она попала в Белгород-Днестровский горвоенкомат, а затем — в Музей обороны Сталинграда, где была представлена в экспозиции.

Однажды об интересном экспонате рассказали в радиопередаче. Ее услышали знакомые Ивана Константиновича и передали ему, что его считают павшим. Шестовских был поражен находкой и написал в музей несколько писем, в которых рассказал о себе, прислал свои фронтовые фотографии и раскрыл подробности тех памятных для него событий.

«Мы решили биться до последнего вздоха, — вспоминал Иван ­Шестовских. — От стойкости нашего взвода зависела судьба других. Поклялись друг другу умереть, но не сдаваться. В том случае, если будет грозить явная опасность пленения, лейтенант Максимов стреляет нас и сам стреляется… Враг понес в течение этих дней большие потери, но прорвать нашу оборону ему не удалось… К утру, прорвав кольцо окружения и линию фронта, вышли к своим. Первыми нас приветствовали танкисты 13‑й танковой бригады, к вечеру мы уже были в обороне…»

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».


#Великая Отечественная война #музей #экспонат

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (7209) от 13.07.2022 под заголовком «Записка с безымянной высоты».


Комментарии