Советский разведчик-нелегал номер один в Европе. Агент Кент
Перед Первой мировой войной советской военной разведке удалось совершить почти невозможное: создать разветвленную шпионскую сеть в Европе, снабженную многими радиопередатчиками. Немцы прозвали ее «Красная капелла». Одним из руководителей «капеллы» был наиболее законспирированный советский разведчик-нелегал Анатолий Гуревич – агент Кент. После возвращения в Москву Гуревич десяток лет отбыл в тюрьмах и лагерях по обвинению в предательстве «Красной капеллы». Полностью реабилитирован в 1991 году.
Анатолий Гуревич / Фото: Public Domain
Анатолий Гуревич родился 7 ноября 1913 года в Харькове. Отец, провизор Марк Осипович Гуревич, был владельцем большой «Мариинской аптеки М. О. Гуревича» на углу Сумской и Ветеринарной улиц. При этом аптека служила явочной квартирой для революционеров-подпольщиков. В 1924 году семья переехала в Ленинград.
Уже в 17 лет, в марте 1931 года, Михаил был зачислен в состав 14-го отделения Ленинградской городской милиции на должность участкового инспектора с прикомандированием к штабу ПВО Нарвского района. Одновременно учился на рабфаке Ленинградского института железнодорожного транспорта, а затем в институте «Интуриста», по специальности «работа с иностранцами».
В 1937 году в гостинице «Европейская» Ленинграда Михаил Гуревич записался в число добровольцев, отправленных на гражданскую войну в Испанию для борьбы против фашистского режима генерала Франко. После возвращения из Испании Гуревича выдвигают на работу в Главное разведывательное управление Наркомата обороны СССР. В апреле 1939 года он закончил центральную школу по подготовке командиров штаба.
Затем было принято решение об отправке Михаила Гуревича в Европу в качестве разведчика-нелегала. В течение полугода его готовят как шифровальщика и радиста. После этого Гуревич получил паспорт на имя уругвайца Винсенте Сьерры, сына богатых родителей, по легенде приехавшего в Европу с целью наладить бизнес и заводить деловые связи. В Разведуправлении ему дают псевдоним – Кент.
В июле 1939 года Гуревич приезжает в Брюссель, где у него назначена встреча с резидентом ГРУ Леопольдом Треппером, руководителем советской разведгруппы. Треппер, как и десяток других советских разведчиков, были объединены немецкой разведкой, охотящейся за шпионами, в единую группу «Красная капелла». Хотя, в основном, они работали разрозненно. Уже по названию, данному гестапо, было понятно, что немцы понимали, на кого работают сразу несколько радиостанций в разных странах. «Капелла» было определением группы радиостанций, «красная» означало - на Советский Союз.
Агент Кент, засланный в Европу как шифровальщик и радист, быстро стал вторым человеком в «Красной капелле». Сотни радиограмм, отправленные в первые два года войны в Москву от «Красной капеллы», содержали ценнейшую информацию: приказы немецкого верховного командования, сведения о реалистической оценке немецким командованием провала блицкрига, о подготовке наступления противника весной — летом 1942 года на Сталинград и Кавказ с целью овладеть нашими нефтепромыслами. Однако советское руководство не особенно доверяло этим сообщениям.
В декабре 1941 года немцы запеленговали один из радиопередатчиков и накрыли группу разведчиков. Начались аресты. Было арестовано, а впоследствии казнено несколько десятков подпольщиков. Кент со своей гражданской женой Маргарет бежали в Париж, затем перебрались в Марсель, где Гуревич продолжал работу на советскую разведку. В ноябре 1942 года Кент и Маргарет были арестованы на съемной квартире в Марселе.
Кенту предъявили пересылаемые им в Москву радиограммы. Ударом для Гуревича стало, что немцы отправляли советской разведке сообщения от его имени уже после его ареста. Михаил Гуревич принял правила игры гестаповца Хайнца Паннвица, возглавившего в 1943 году расследование «Красной капеллы», надеясь, что найдет способ переломить ход дела. И это ему удалось.
В конце 1943 года, когда угроза поражения Германии в войне стала реальной, Кент убедил Паннвица перейти на сторону СССР. В июне 1945 года на военном самолете Гуревич вместе с завербованными им германскими контрразведчиками возвратился в Москву.
Сразу по прибытию в Советский Союз Михаил Гуревич был арестован органами контрразведки. За майора ГРУ, такое звание к этому времени имел Гуревич, взялся СМЕРШ. В течение полутора лет, пока велось следствие, которое возглавлял генерал Виктор Абакумов, Гуревич находился в тюрьме НКВД. Ему было предъявлено обвинение в измене Родине. Отцу Гуревича было официально объявлено, что он «пропал без вести при обстоятельствах, не дающих право на льготы». О том, что его сын жив, отец узнал лишь в 1948 году.
В январе 1947 года особым совещанием при МГБ СССР Михаил Гуревич был приговорен к 20 годам заключения по статье 58-1 УК РСФСР («измена Родине»). Также были осуждены и другие, оставшиеся в живых, разведчики «Красной капеллы», в том числе Леопольд Треппер и Шандор Радо, с которыми контактировал Кент.
Михаил Гуревич отбывал заключение в лагерях Воркуты вплоть до октября 1955 года, после чего был амнистирован, но не реабилитирован. Долгие годы разведчик добивался своей реабилитации. И это ему тоже удалось. 22 июля 1991 года Гуревич был полностью реабилитирован: заключение о реабилитации было подписано заместителем генерального прокурора СССР — Главным военным прокурором генерал-лейтенантом юстиции Катусевым.
Легендарный разведчик-нелегал умер в 95-летнем возрасте в Петербурге 2 января 2009 года. Похоронен на Богословском кладбище.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Комментарии