Следы прошлого: как пейзаж Новой Ладоги раскрывает тайны каналов и утраченных памятников
На фотографии начала ХХ века — пейзаж из города Новая Ладога. На переднем плане Староладожский канал (он же канал императора Петра Великого) и «бечевник» вдоль него — так называлась дорога для лошадей, участвовавших в проводке судов и барж. Попавшие в кадр персонажи никуда особенно не спешат.

С тех пор как в начале ХХ века была сделана фотография, в этом месте многое изменилось, только седой Волхов и бескрайние просторы Ладожского озера все те же./Фотография из коллекции Новоладожского историко-краеведческого музея/ Репродукция автора
При кажущейся простоте изображения знатокам новоладожской истории пришлось немало поломать голову, чтобы понять, откуда был сделан снимок. Дело в том, что Староладожский канал в этом месте до Волхова уже давно не доходит. При этом изначально он делал у Новой Ладоги резкий поворот на 90 градусов и дальше шел в южном направлении, выходя в Волхов там, где на современной карте обозначены «Петровские шлюзы». В конце XVIII века Староладожский канал спрямили, прокопав новую короткую протоку, продолжающую направление на восток. Этот отрезок назвали Екатерининским каналом, или Екатерининским устьем.
Во время Великой Отечественной войны в нем устроили док, который в 1946 году преобразовали в Новоладожский судостроительный завод. Для этого часть Екатерининского устья, примыкающая к Староладожскому каналу, была засыпана, что хорошо видно на картах. В крайней левой части кадра видна часовня Святого благоверного князя Александра Невского, расположенная возле Новоладожского канала (он же канал императора Александра II). Работы по его строительству начались в мае 1861 года, а открыт он был 1 сентября 1866 года.
Необходимость постройки нового водного пути была вызвана тем, что Староладожский канал перестал справляться со своей задачей. Проход судов через шлюзы занимал время. Кроме того, канал требовал сложной системы поддержания уровня воды, водоспусков, прудов-резервуаров. Постоянно существовала угроза обмеления канала. В 1826 году из‑за сильной засухи он настолько обмелел, что судоходство по нему на время полностью прекратилось. Для сохранения уровня воды в канале в Новой Ладоге даже пришлось установить паровые насосы, которые перекачивали в него воду из Волхова.
Новоладожский канал был спроектирован так, что не требовал сложной системы для поддержания уровня воды, шлюзов на нем не было. «Олонецкие губернские ведомости» 18 февраля 1859 года сообщали, что «Новый Ладожский канал будет первым, построенным сообразно требованиям новейших способов движения по водяным путям, и составит таким образом перелом в устройстве наших водяных путей».
Что же касается упомянутой выше часовни, то она была посвящена чудесному избавлению императора Александра III с семьей во время крушения царского поезда в Борках. Построили ее на свои средства деятели «Общества коннопромышленников и судопромышленников по приладожским каналам» и граждане Новой Ладоги. Автором проекта часовни, освященной в августе 1891 года, стал профессор архитектуры Михаил Щурупов.
Краевед Михаил Удалов в своей книге, посвященной истории новоладожских часовен, приводит архивный документ, содержащий описание часовни: «…сделана прочно и из доброкачественных материалов, и внутренняя отделка произведена изящно… Пол часовни плитный, иконостас деревянный, окрашенный белою масляною краскою с резьбою и позолотою. Внутренность оштукатурена и окрашена; свод окрашен голубою краскою с золотыми звездами».
Часовня простояла чуть больше полувека. Во время Великой Отечественной войны она была повреждена в результате налета фашистской авиации, впоследствии ее разобрали. А вот стоявший рядом с ней памятник строителям ладожских каналов можно увидеть и сегодня. Он был открыт в сентябре 1868 года по случаю завершения строительства Новоладожского канала. Правда, обелиск стоит нынче в окружении заборов, да и выглядит не очень презентабельно.
Читайте также:
Часовня «чудесного спасения»: забытая история обороны Сестрорецка в 1855 году
Из жизни крестьян: необычный репертуар Этнографического театра
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (7932) от 23.06.2025 под заголовком «Фотосессия для канала».
Комментарии