Часовня «чудесного спасения»: забытая история обороны Сестрорецка в 1855 году
На фотографии начала ХХ века — часовня Святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца, воздвигнутая в память «чудесного спасения» Сестрорецка от вражеского обстрела во время Крымской войны 1853 – 1856 годов. Ее события, как известно, разворачивались не только в Крыму, но и на Дальнем Востоке, на Севере и на Балтике.

С часовней в «Дубках» была связана особая традиция: в ней ежегодно совершали молебен в память событий 14 июня 1855 года и крестный ход./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
В наших краях англо-французская эскадра в первый раз появилась в 1854 году, но, увидев грозные форты Кронштадта, ушла. На следующий год она отважилась немного пострелять, но ее пушки быстро замолкли, получив отпор кронштадтской артиллерии. Тогда эскадра решила обстрелять нечто менее защищенное и выбрала Сестрорецк.
Реальная опасность высадки неприятельского десанта на северный берег Финского залива была очевидна. Поэтому командир (именно командир, а не начальник или директор) Сестрорецкого оружейного завода генерал-майор А. Г. Игнатьев издал приказ, согласно которому «оружейники завода, а равно все служащие обязаны при каждой тревоге быть в готовности к отражению неприятеля и вооружаться всем налицо состоящим оружием». В сущности, все рабочие завода составляли вместе с войсками один гарнизон, весьма боеспособный.
Еще в 1854 году для наблюдения за англо-французским флотом в Сестрорецке построили деревянные вышки и донесения наблюдателей оперативно передавали командиру завода. И вот 14 (26) июня 1855 года последовал доклад о том, что один неприятельский пароход-фрегат и две канонерские лодки, отделившись от основной эскадры, направились к берегу Сестрорецка.
Корабли противника подошли к нему настолько, насколько позволяла глубина, и открыли сильный огонь из всех орудий. В течение часа неприятель обстреливал весь берег ядрами и гранатами. Однако десант, к отражению которого приготовились оружейники, противник высаживать не стал.
Скорее всего, целью обстрела был Сестрорецкий оружейный завод, хорошо известный в Европе, однако проводить предварительную разведку неприятель не решился и, по сути, обстреливал берег наугад. После часовой бомбардировки корабли противника вернулись к основным англо-французским силам и вскоре покинули Финский залив.
Был ли открыт ответный огонь? В документах значится, что береговые артиллерийские укрепления к середине июня еще не были готовы, значит, и пушек на них не было. А ружейный огонь в данном случае смысла не имел.
Часть жителей укрылись в двух сестрорецких церквах и страстно молились о заступничестве высших сил. Каково же было всеобщее радостное удивление, когда после сильнейшего обстрела заводские строения совершенно не пострадали и все остались живы. Лишь подпрапорщик Гренадерского Фридриха Вильгельмского 3‑го резервного полка Федор Шустер получил ранение осколком. Были разрушены недостроенные укрепления на берегу залива, да получили повреждения несколько вековых дубов в заповедной роще.
В память «чудесного спасения» Сестрорецка от вражеского обстрела священник Петр Лабецкий решил выстроить за свой счет небольшую каменную часовню «…на морском берегу в Дубовой роще при окончании дороги, ведущей по прямому направлению от заводского селения».
Проектный чертеж сооружения военный министр Н. О. Сухозанет утвердил 7 июня 1857 года, а построили часовню Св. апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца в 1858‑м. В советское время ее закрыли, в путеводителе В. Л. Некрасовой по северным окрестностям Ленинграда, изданном в 1927 году, о ней говорилось лишь, что она находится в полуразрушенном состоянии. В 1930‑х годах ее окончательно разобрали, а в 2014‑м, в год 300‑летия Сестрорецка, восстановили на том же месте в парке «Дубки».
И еще одна интересная подробность. Построивший первую часовню Петр Михайлович Лабецкий окончил курс наук в петербургской Александровской семинарии в 1854 году. Женившись на воспитаннице Царскосельского училища девице Светловой, он был определен 13 февраля 1855 года священником в церковь Св. апостолов Петра и Павла в Сестрорецк. Кроме основной деятельности ему было предписано преподавать Закон Божий в школе кантонистов при Сестрорецком оружейном заводе.
За проведение службы под огнем противника 14 июня 1855 года он был представлен к награде — бронзовому наперстному кресту на Владимирской ленте, учрежденному в память войны 1853 – 1855 годов. Но впоследствии, в 1863 году, этому бесстрашному человеку пришлось покинуть Сестрорецк — за то, что вступился за оружейника, избитого одним из офицеров завода. Лабецкого перевели в Закарпатье в село Кайданово — место далекое, бедное и почти «бесприходное»...
Читайте также:
«Дядя Лось», ставший артиллеристом: история орнитолога Вячеслава Строкова в годы войны
Россия без границ. Первая печатная карта нашей страны появилась 500 лет назад
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (7923) от 06.06.2025 под заголовком «Атака на Сестрорецк».
Комментарии