Штаб у Парнаса. Что находилось в Большом дворце в Шуваловском парке?

В ЦГАКФФД Санкт-Петербурга есть серия фотографий, относящихся к концу войны, под общим названием «Санаторий для офицеров Советской армии в Шуваловском парке, 1940-е гг.». Он располагался в Большом дворце (ныне там находится ВНИИ токов высокой частоты). На одних снимках командиры Красной армии заняты лечебными процедурами, на других - занимаются физкультурой, на третьих - играют в бильярд...

Штаб у Парнаса. Что находилось в Большом дворце в Шуваловском парке? | Снимок наверняка постановочный: уж слишком сосредоточенно офицеры читают газеты и журналы... Из коллекции ЦГАКФФД СПб

Снимок наверняка постановочный: уж слишком сосредоточенно офицеры читают газеты и журналы... Из коллекции ЦГАКФФД СПб

В ведение Комитета обороны дворец и парк передали еще в 1938 году. В самом начале войны все объекты тщательно замаскировали. С помощью работников ленинградских питомников сюда было завезено огромное количество дерна, высажено более 10 тыс. кустов и деревьев.

До сих пор в парке можно увидеть ямы от блиндажей и следы ходов сообщений... Близ дворца, даже внутри горы Парнас, были устроены подземные сооружения. Входы в них впоследствии замуровали и засыпали.

Военный объект в Шуваловском парке был засекречен, поэтому и по сей день сведения о том, что тут находилось, весьма различны. В одних источниках утверждается: резервный штаб Ленфронта, в других - оперативная группа штаба Ленинградского фронта и узел связи Краснознаменного Балтийского флота.

Генерал Семен Борщев вспоминал о встрече здесь в июне 1943 года с командующим Ленинградским фронтом Леонидом Говоровым. В то время карьера генерала пошла вниз: в апреле 1943-го он был снят с должности командира 268-й дивизии после неудачной операции в районе Красного Бора, и теперь под его началом был лишь стрелковый полк.

«Летом 1943 года мы вели тяжелые оборонительные бои у Синявинских высот. 11 июня мне передали приказ: на следующий день в 10.00 прибыть в управление кадров штаба фронта... Меньше всего я надеялся на благополучный для меня исход дела, подъезжая к Шуваловскому парку, где во дворце и флигелях размещался тогда штаб фронта, - вспоминал Борщев. - О моем прибытии начальник управления кадров штаба фронта сразу доложил командующему, и тот незамедлительно принял меня. Хороший признак! Я понял, что меня не откомандируют на Большую землю»...

Психологически я не был подготовлен к встрече с Говоровым, поэтому, докладывая о своем прибытии, чуть было не перепутал звание командующего... Мое замешательство не ускользнуло от внимания Говорова. Он предложил сесть и, как бы между прочим, заметил, что на войне всякое бывает - могут повысить и понизить в звании, но его, как говорится, бог миловал. Той же удачи пожелал командующий и мне. Благожелательный тон начавшейся беседы еще больше успокоил меня. Говоров стал расспрашивать об обстановке, последних боях, о настроении личного состава...

В это время в кабинет командующего вошел член Военного совета фронта Андрей Александрович Жданов... В конце беседы командующий фронтом сообщил, что Военный совет решил назначить меня командиром 46-й стрелковой дивизии, которая отведена в резерв...».

В дальнейшем под командованием Семена Борщева эта дивизия прошла с боями от Невы до Эльбы. После Победы он был представлен к званию Героя Советского Союза, но решение не утвердил Военный совет 2-го Белорусского фронта. Борщева наградили орденом Ленина.

- Во время войны во дворце были выделены даже помещения, предназначенные для Георгия Жукова. И тот действительно один раз здесь побывал: об этом впоследствии вспоминали Александр Михайлов и Семен Болебруг (адъютант и водитель Леонида Говорова), когда однажды после войны приезжали в институт, - рассказала Виктория Демидова, до недавнего времени руководившая музеем ВНИИТВЧ.

В подвале Большого дворца до сих пор сохранилось оборудование линий спецсвязи, на некоторых бирках коммутаторов видна дата - 1943 год.

Точная дата, когда штабные работники покинули дворец, неизвестна. Но предположительно, это произошло в начале 1944 года. После чего в здании разместился санаторий для офицеров.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Великая Отечественная война #военные #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (6675) от 08.05.2020 под заголовком «Штаб у Парнаса».


Комментарии