Секретный объект. Как появилась пристрелочная станция на Копенском озере

«Дом для рабочих Обуховского сталелитейного завода. 1909 – 1910 гг., Петербургская губерния», – гласит аннотация к этому снимку из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Если присмотреться к изображению внимательно, то на первом плане можно заметить проложенные по земле рельсы и натянутые над ними тросы. Перед нами – подвесная дорога, по которой доставляли боеприпасы.

Секретный объект. Как появилась пристрелочная станция на Копенском озере | На первом плане – жилище строителей подвесной минной пристрелочной дороги, слева видна строящаяся электростанция. / ФОТО из фондов ЦГАКФФД СПб

На первом плане – жилище строителей подвесной минной пристрелочной дороги, слева видна строящаяся электростанция. / ФОТО из фондов ЦГАКФФД СПб

К началу ХХ века мины и торпеды занимали существенное место в номенклатуре продукции Обуховского завода. Перед сдачей торпед флоту необходима была их пристрелка, во время которой проверяли скорость, точность движения и дальность хода. Эти работы тогда вели в основном в Севастопольской бухте, но она была далеко. Размеры же Военной гавани Кронштадта не позволяли проводить масштабные испытания.

Специально созданная комиссия занялась выбором места для пристрелочной станции на Балтике. Вначале она остановила свой выбор на бухте Царевна рядом с военным фортом «Свеаборг» в Финляндии. Однако здесь возникло неожиданное препятствие: владелец островов, где планировалось строительство военного объекта, отказался от их продажи, к тому же они являлись любимым местом летнего отдыха жителей Гельсингфорса (ныне Хельсинки). Подбор места в «шуваловской Швейцарии» (на Суздальских озерах) и в Сестрорецком Разливе также не дал результата.

В итоге выбор остановили на Копенском (ныне Копанском) озере, находившемся на расстоянии версты от Копорской губы Финского залива. Неподалеку от этих мест располагалась деревня Устье – предшественник современного города Сосновый Бор.

Озеро имело ледниковое происхождение, его глубина достигала от 4 до 24 метров. Окруженное по периметру хвойно-лиственными лесами, оно оставалось спокойным даже в ненастные дни. Хотя водоем находился на территории владений герцога Мекленбург-Стрелицкого (члена императорской семьи), тот быстро дал свое согласие на строительство.

Проект предусматривал возведение самой станции в виде железобетонного строения на деревянных сваях и ряжах, вспомогательных служб (электростанции, водокачки, компрессорной, кочегарки) и деревянных домов для мастеровых. На территории рабочего городка также построили баню и пекарню. Из-за мелководья пристрелочную станцию вынесли на середину водоема, куда торпеды доставляли по подвесной дороге, работавшей на электрической тяге.

Строительство станции развернулось на побережье в начале 1908 года, а уже 7 августа начались испытания первой партии морских боеприпасов. Однако из-за того, что подвесную дорогу не сдали в срок, а также из-за полученных в пути повреждений снарядов передача станции в ведение Морского министерства затянулась. В итоге комиссия обнаружила много нарушений, допущенных при строительстве, и дала рекомендации по их устранению, в том числе указание «всеми мерами оберегать озеро от загрязнений».

Здесь проводили испытания торпед, выпускаемых не только на Обуховском, но и на заводе Лесснера (в советское время – завод «Двигатель»). Процесс пристрелки происходил следующим образом: на водной глади озера на расстоянии версты друг от друга устанавливали щиты или баржи-мишени. Это были длинные плавучие сооружения с будочками и частоколом из досок. Для наблюдения за ходом торпеды на станции установили трехъярусную вышку с подзорными трубами.

Валерий Озеров, сын начальника станции Григория Озерова, вспоминал: «На станции имеются подводные и надводные аппараты. Из них стреляют торпедой по щитам... В каждой будочке сидит сигнальщик в ожидании торпеды... После выстрела торпеда проходит под всеми щитами и, наконец, выскакивает из воды под дальним берегом... Окончившую свой путь торпеду подбирает последний катер на буксир и везет на станцию».

Торпеды были без боевого заряда. На каждой находился специальный прибор «Обри», направлявший ее по прямой, и пристрелку производили по нескольку раз, чтобы добиться тщательно выверенной траектории. Боеприпасы, прошедшие проверку, отвозили в Кронштадт, где ставили на вооружение флота. Когда озеро замерзало, испытания прекращали до следующего летнего сезона.

После революции 1917 года озеро продолжали использовать в секретных целях: в конце 1930-х годов поблизости расположилась база торпедных катеров КБФ, где опробовали первые в мире суда на воздушной подушке, разработанные Владимиром Левковым. Неподалеку, у деревни Пейпия, базировался авиаотряд «летающих лодок» – боевых гидросамолетов МБР-2. В конце августа 1941 года, чтобы гидроаэродром и база катеров не достались врагу, все находившиеся здесь сооружения были взорваны отступающими частями Красной армии.

В 1980-е годы на побережье озера расположились санаторий-профилакторий Ленинградской атомной электростанции, база отдыха и оздоровительный лагерь. Детская здравница нынче уже не действует, а вот работники ЛАЭС по-прежнему восстанавливают свои силы и здоровье. О давнем военном прошлом этих мест сегодня мало что напоминает: остатки пристрелочной станции скрывает водная гладь озера.


#история #Обуховский завод #станция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (7026) от 08.10.2021 под заголовком «Секретный объект близ Копорской губы».


Комментарии