«Вишневый сад». История дома на Большом проспекте П.С

Этот четырехэтажный дом, построенный в 1898 – 1899 годах архитектором Петром Ивановичем Гилевым для потомственного почетного гражданина, купца 1-й гильдии, коммерции советника Ивана Семеновича Крючкова, выделяется богатством отделки. Пилястры с рустованным основанием, украшенные двухколонными портиками окна, гирлянды, массивные кронштейны... Одинокий угловой балкон с фигурными балясинами напоминает уютные балконы дворянских усадеб и заставляет вспомнить те времена, когда на месте этого дома шумел тенистый сад.

«Вишневый сад». История дома на Большом проспекте П.С | Весь первый этаж по Большому проспекту изначально был отведен под магазины. Как значится в сохранившемся в архиве описании – «с большими дубовыми рамами и в них зеркальными стеклами больших размеров». / ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Весь первый этаж по Большому проспекту изначально был отведен под магазины. Как значится в сохранившемся в архиве описании – «с большими дубовыми рамами и в них зеркальными стеклами больших размеров». / ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Документы ЦГИА СПб свидетельствуют, что в 1820-е годы здесь возвышался деревянный дом с мезонином. Дальше, вплоть до Большой Пушкарской улицы, простирался сад, в миниатюре повторявший дворцово-парковые ансамбли знати. Большинство аллей пересекались под прямым углом, что характерно для регулярного парка. По оси центральной аллеи был поставлен павильон. Были там и элементы пейзажного стиля: извилистые дорожки огибали небольшие рощицы. Садовая аллея подходила к боковому фасаду особняка, и лишь затем путнику, как сюрприз, открывался белоколонный портик.

Менявшие друг друга домовладельцы постепенно застраивали участок служебными зданиями, но на сад не покушались. Лишь у Ивана Крючкова хватило решимости вырубить его, освободив место для строительства существующего ныне дома. Как тут не вспомнить слова прощания Любови Андреевны с вишневым садом в одноименной чеховской пьесе: «О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничего не изменилось...».

Однако радикальным мерам Крючкова нетрудно найти объяснение. В его семье подрастали пять дочерей – Евдокия, Надежда, Вера, Нина и Наталия, а сыновей-наследников не было. Несомненно, любящий отец загодя заботился о приданом и стремился с максимальной выгодой использовать ценный городской участок, построив здесь многоэтажный доходный дом, суливший стабильные доходы.

К осени 1899 года строительные работы были завершены, и здание «новой постройки, с хорошею внутреннею отделкой квартир» было уже отчасти занято жильцами. Одним из жильцов стал зодчий Евграф Сергеевич Воротилов, долгие годы служивший архитектором Публичной библиотеки. В 1896 – 1901 годах он по собственному проекту построил новый корпус Публичной библиотеки (пл. Островского, 3). Скончался Воротилов в 1910 году, доходный дом Крючкова стал его последним городским адресом.

Сам же домовладелец не расставался со своим недвижимым имуществом вплоть до революционного 1917 года. С 1897 года он был депутатом («гласным») городской думы, также в разные годы состоял мировым судьей, имел должность в государственном банке и в городской управе. Держал фруктовую и бакалейную торговлю в Ягодном ряду Апраксина двора с годовым оборотом в миллион рублей, на собственных пароходах привозил фрукты даже из Италии, а за рубеж поставлял плоды и ягоды из российских садов.

Занимая пост председателя попечительского совета Петровского коммерческого училища, Крючков жертвовал этому заведению собственные средства, отмечая в личной переписке: «Действительно, в наш век прогресса и конкуренции торговым людям требуется более знаний, требуется иметь более обширные горизонты, требуется, наконец, почаще заглядывать в то окно, которое прорубил Великий Преобразователь».

До наших дней сохранилась дача Крючкова в Куоккале (ныне Репино, Приморское шоссе, 394, корпус 6Л). Кстати, живший неподалеку, в «Пенатах», Илья Ефимович Репин в 1908 году написал портрет своего соседа, ныне находящийся в Тверской областной картинной галерее.

В период первой русской революции Крючков возглавил созданную городскими торговцами и предпринимателями партию «Торгово-промышленный союз Российской империи», участвовал в организации и деятельности «Союза 17 октября». Купец скоропостижно скончался летом 1917 года, когда ехал в общественном транспорте, и был погребен, вероятнее всего, в Александро-Невской лавре.


#история #здание #дома

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (7021) от 01.10.2021 под заголовком ««Вишневый сад» коммерции советника».


Комментарии