Путти на карнизе. История петербургского дома, выходящего на три улицы

Огромный дом, выходящий на три улицы (5-я Красноармейская ул., 12 – 14; ул. Егорова, 18; 6-я Красноармейская ул., 9 – 13). Могучие колонны, фронтоны, угловая башенка-ротонда... На карнизе вольготно расположились мальчуганы-путти с огромными лавровыми венками в руках. Они деловито посматривают вниз, словно раздумывая, кого бы ими увенчать...

Путти на карнизе. История петербургского дома, выходящего на три улицы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

У этого здания, состоящего из двух разновозрастных корпусов, сложная история. Каменное строение на одном из участков появилось здесь в первой четверти XIX века, затем, как водится, дом перестраивали, расширяли по заказу разных хозяев. Очередным владельцем стал генерал-адъютант Петр Петрович Баранов, выходец из прибалтийских дворян. В его послужном списке были окончание Пажеского корпуса, участие в подавлении польского восстания 1863 года, в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов. В начале ХХ века он занимал пост гофмейстера двора великого князя Михаила Николаевича, состоял членом Государственного совета.

Баранов прикупил соседний угловой участок, выходящий в Тарасов переулок (ныне ул. Егорова), пригласил инженера-архитектора Сергея Григорьевича Гингера, и тот в 1911 – 1912 годах одновременно возвел новое здание и переделал старое, объединив их в ныне существующий огромный дом.

Вскоре после завершения строительных работ грандиозный доходный дом Петра Баранова весьма позитивно оценил историк архитектуры Георгий Лукомский, чрезвычайно критически относившийся к петербургской архитектуре начала XX века. В очерке «Современный Петроград», увидевшем свет в 1916 году, он отмечал: «Наконец, воздвигаются здания классического характера, без всякого ампирного привкуса, но со специфическим оттенком национальной трактовки классики. Например, в Ротах Измайловского полка один дом выстроен в немецком классицизме, в типе построек Потсдама; он украшен высокими фронтонами, особой разбивкой ордера и установкою статуй...».

Скульптуры младенцев-путти, вознесенные на уровень крыши, по размерам не уступают взрослому человеку. Их рост достигает 1 метра 80 сантиметров. При взгляде на их «рубенсовские» тела возникают ассоциации с добрым великаном-обжорой Гаргантюа – героем сатирического романа французского писателя Франсуа Рабле. Выразительные фигуры путти дополнены другой фасадной лепниной, все это изготовлено из искусственного камня – высокопрочных цементных смесей.

Благодаря современным исследователям Ольге Кривдиной и Борису Тычинину мы знаем авторов скульптурного убранства этого дома: это скульпторы Рудольф Рачин и Владимир Никитин. А благодаря трудам другого нашего современника скульптора Павла Игнатьева, а также стараниям его коллег мы можем ныне лицезреть возрожденные фасадные изваяния, которые разрушили не только время, но и конструктивные недочеты при изготовлении и установке.

Путти2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В 2011 году Павел Игнатьев в ходе обследования и реставрации скульптуры, находившейся в критическом состоянии, выявил различные методики двух мастеров. По его мнению, скульптор Рудольф Рачин в свое время подошел к работе очень аккуратно: скрупулезно прорисовывал контуры каждой детали, при исполнении бетонного отлива точно рассчитывал размеры и расположение металлической арматуры, хорошо замазывал швы. Благодаря этому подходу созданные им скульптурные детали неплохо сохранились до наших дней.

А вот Владимир Никитин, отличавшийся и талантом, и взрывным темпераментом, увы, работал по-другому. Именно он создавал фигуры путти, при этом поспешно подбирал арматуру, неудачно ее монтировал, небрежно замазывал швы. По этой причине именно цементным младенцам досталось от петербургской погоды больше всего...

В ходе реставрации фигуры демонтировали, в мастерской выполнили дублирующие отливы, недостающие детали воссоздали, и к концу 2012 года скульптуры вернули на фасад. Таким образом, первоначальный авторский замысел был осуществлен вновь – в виде максимально приближенном к оригиналу.

Что же касается хозяина дома генерал-адъютанта Петра Баранова, то летом 1917 года он был уволен со службы, впоследствии покинул Советскую Россию. Последние годы жил в Эстонии, умер в Ревеле в 1924 году, перешагнув порог 80-летия.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#исторические здания #архитектура #прогулки по городу

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7007) от 10.09.2021 под заголовком «Путти на карнизе».


Комментарии