Путти на карнизе. История петербургского дома, выходящего на три улицы

Огромный дом, выходящий на три улицы (5-я Красноармейская ул., 12 – 14; ул. Егорова, 18; 6-я Красноармейская ул., 9 – 13). Могучие колонны, фронтоны, угловая башенка-ротонда... На карнизе вольготно расположились мальчуганы-путти с огромными лавровыми венками в руках. Они деловито посматривают вниз, словно раздумывая, кого бы ими увенчать...

Путти на карнизе. История петербургского дома, выходящего на три улицы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

У этого здания, состоящего из двух разновозрастных корпусов, сложная история. Каменное строение на одном из участков появилось здесь в первой четверти XIX века, затем, как водится, дом перестраивали, расширяли по заказу разных хозяев. Очередным владельцем стал генерал-адъютант Петр Петрович Баранов, выходец из прибалтийских дворян. В его послужном списке были окончание Пажеского корпуса, участие в подавлении польского восстания 1863 года, в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов. В начале ХХ века он занимал пост гофмейстера двора великого князя Михаила Николаевича, состоял членом Государственного совета.

Баранов прикупил соседний угловой участок, выходящий в Тарасов переулок (ныне ул. Егорова), пригласил инженера-архитектора Сергея Григорьевича Гингера, и тот в 1911 – 1912 годах одновременно возвел новое здание и переделал старое, объединив их в ныне существующий огромный дом.

Вскоре после завершения строительных работ грандиозный доходный дом Петра Баранова весьма позитивно оценил историк архитектуры Георгий Лукомский, чрезвычайно критически относившийся к петербургской архитектуре начала XX века. В очерке «Современный Петроград», увидевшем свет в 1916 году, он отмечал: «Наконец, воздвигаются здания классического характера, без всякого ампирного привкуса, но со специфическим оттенком национальной трактовки классики. Например, в Ротах Измайловского полка один дом выстроен в немецком классицизме, в типе построек Потсдама; он украшен высокими фронтонами, особой разбивкой ордера и установкою статуй...».

Скульптуры младенцев-путти, вознесенные на уровень крыши, по размерам не уступают взрослому человеку. Их рост достигает 1 метра 80 сантиметров. При взгляде на их «рубенсовские» тела возникают ассоциации с добрым великаном-обжорой Гаргантюа – героем сатирического романа французского писателя Франсуа Рабле. Выразительные фигуры путти дополнены другой фасадной лепниной, все это изготовлено из искусственного камня – высокопрочных цементных смесей.

Благодаря современным исследователям Ольге Кривдиной и Борису Тычинину мы знаем авторов скульптурного убранства этого дома: это скульпторы Рудольф Рачин и Владимир Никитин. А благодаря трудам другого нашего современника скульптора Павла Игнатьева, а также стараниям его коллег мы можем ныне лицезреть возрожденные фасадные изваяния, которые разрушили не только время, но и конструктивные недочеты при изготовлении и установке.

Путти2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В 2011 году Павел Игнатьев в ходе обследования и реставрации скульптуры, находившейся в критическом состоянии, выявил различные методики двух мастеров. По его мнению, скульптор Рудольф Рачин в свое время подошел к работе очень аккуратно: скрупулезно прорисовывал контуры каждой детали, при исполнении бетонного отлива точно рассчитывал размеры и расположение металлической арматуры, хорошо замазывал швы. Благодаря этому подходу созданные им скульптурные детали неплохо сохранились до наших дней.

А вот Владимир Никитин, отличавшийся и талантом, и взрывным темпераментом, увы, работал по-другому. Именно он создавал фигуры путти, при этом поспешно подбирал арматуру, неудачно ее монтировал, небрежно замазывал швы. По этой причине именно цементным младенцам досталось от петербургской погоды больше всего...

В ходе реставрации фигуры демонтировали, в мастерской выполнили дублирующие отливы, недостающие детали воссоздали, и к концу 2012 года скульптуры вернули на фасад. Таким образом, первоначальный авторский замысел был осуществлен вновь – в виде максимально приближенном к оригиналу.

Что же касается хозяина дома генерал-адъютанта Петра Баранова, то летом 1917 года он был уволен со службы, впоследствии покинул Советскую Россию. Последние годы жил в Эстонии, умер в Ревеле в 1924 году, перешагнув порог 80-летия.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#исторические здания #архитектура #прогулки по городу

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7007) от 10.09.2021 под заголовком «Путти на карнизе».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».