Секретное досье на авиатора

О том, что мужем сестры моей бабушки, Клавдии Александровны Дыбовской (в девичестве - Смысловой), был известный авиатор Дыбовский, мы в семье знали. Но о его происхождении и службе нам практически ничего не было известно. За последние пять лет мне удалось шаг за шагом, используя исключительно архивные документы, восстановить летопись его жизни.

Секретное досье на авиатора |

Кроме того, мною двигало и простое желание восстановить справедливость, поскольку о послереволюционной судьбе Дыбовского можно было услышать массу всяких небылиц. В лучшем случае сообщалось, что о нем ничего не известно. В худшем его называли предателем, продавшим свое изобретение в Англии... Или такая нелепая версия: остался за границей, поскольку женился на англичанке. Ничего подобного: его жена была русской, происходила из России, из купеческой семьи.

Обращаю внимание, что Виктор Дыбовский проявил себя не только как авиатор, но и как конструктор. Совместно с одним из братьев, Вячеславом, в 1913 году он построил самолет оригинальной конструкции, называвшийся «Дельфин». Вячеслав имел два высших образования: он окончил физико-математический факультет Московского университета, а затем - электромеханический факультет Политехнического института императора Петра Великого. В его дипломе было записано, что он «имеет право составлять проекты всяких зданий и сооружений, производить всякого рода строительные работы». Этой возможностью Вячеслав воспользовался в советское время, работая инженером на строительстве Дворца Советов в Москве.

Другим заметным изобретением Виктора Дыбовского был синхронизатор для стрельбы сквозь вращающийся винт самолета. Его соавтором был Владимир Смыслов - родной брат Клавдии Дыбовской, который, окончив в Петербурге институт гражданских инженеров (ныне СПбГАСУ) с золотой медалью им. Безпалова, работал инженером на железной дороге. В настоящее время в Петербурге живут его внук Дмитрий Борисович Смыслов - морской офицер и правнук Михаил - военный корреспондент.

С началом Первой мировой войны Виктор Дыбовский был направлен в действующую армию и сражался в составе 20-го корпусного авиационного отряда. За мужество и отвагу был награжден орденом Святого Георгия IV степени. Вместе с Виктором служили и еще двое его братьев. Всеволод, будучи в чине подпоручика, умер 16 октября 1915 года от ран, полученных при падении самолета. Борис, прапорщик, прошел войну, во время Гражданской был в Белой армии, в 1920 году под Ростовом был взят в плен. Дальнейшая его судьба неизвестна...

В 1915 году Виктора Дыбовского направили в Англию начальником миссии военно-морской авиации России при Антанте - для закупки снаряжения. Он выехал в Лондон с женой Клавдией и дочерью Милицей...

За время пребывания в британской столице Дыбовский дважды был представлен королю Англии и, кроме того, в 1917 году встречался в Лондоне с Александром Колчаком, в то время командовавшим Черноморском флотом.

Интересные документы из Государственного архива РФ в Москве мне предоставила разыскавшая их племянница Клавдии Дыбовской - Мария Степанова. И вот из них, бывших когда-то под грифом «сов. секретно», выяснились очень интересные детали. Оказалось, что жена и дочь Дыбовского в 1947 году обращались в посольство СССР в Лондоне с просьбой о советском гражданстве. В связи с этим «компетентные органы» подготовили досье на их мужа и отца.

Согласно документам, в начале 1920-х годов Дыбовский некоторое время работал в Америке, занимаясь усовершенствованием автоматического оружия. Вернувшись в Англию, «вошел в контакт с советской торговой делегацией», в 1924 - 1925 годах работал в АРКОСе (советская хозяйственная организация в Великобритании, созданная в 1920 г. для ведения торговли между РСФСР и Англией. - Ред.) по приемке авиамоторов для СССР. В 1924 году по приглашению Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) приезжал в Москву для демонстрации своего нового пулемета и передачи чертежей. «Особой комиссией были запроектированы средства для изготовления опытного образца пулемета Дыбовского на оружейном заводе в г. Туле, однако построен он не был по не зависящим от изобретателя обстоятельствам».

Более того, оказывается, в 1925 году Виктор Дыбовский получил советское гражданство. «В настоящее время, - значилось в справке от 28 апреля 1949 года, - является техническим директором им самим организованных семи английских фирм, которые занимаются выпуском изделий его собственной конструкции». В архивном деле есть справка замминистра иностранных дел СССР, в которой говорится: «Настроен патриотически, желает вернуться на родину вместе с семьей». В другом документе говорилось, что в 1950 году Виктор Дыбовский был принят шофером на работу в Моснарбанк в Лондоне.

В начале 1950-х годов материальное положение семьи Дыбовских ухудшилось. Тяжелое заболевание туберкулезом разрушило планы Виктора Дыбовского вернуться на родину. Он скончался 20 декабря 1953 года во Фристон-госпитале, его жена и дочь остались жить в британской столице...

Несколько лет назад историк авиации Роман Фирсов после долгих поисков нашел место захоронения Виктора Дыбовского в Лондоне - на кладбище Islington & St. Pancras и установил там скромный православный крест с памятной табличкой и портретом летчика. В настоящее время секция истории авиации и космонавтики РАН подготовила проект памятника на могиле Дыбовского.

#авиатор #конструктор #Дыбовский

Материалы рубрики

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.