Секретное досье на авиатора

О том, что мужем сестры моей бабушки, Клавдии Александровны Дыбовской (в девичестве - Смысловой), был известный авиатор Дыбовский, мы в семье знали. Но о его происхождении и службе нам практически ничего не было известно. За последние пять лет мне удалось шаг за шагом, используя исключительно архивные документы, восстановить летопись его жизни.

Секретное досье на авиатора |

Кроме того, мною двигало и простое желание восстановить справедливость, поскольку о послереволюционной судьбе Дыбовского можно было услышать массу всяких небылиц. В лучшем случае сообщалось, что о нем ничего не известно. В худшем его называли предателем, продавшим свое изобретение в Англии... Или такая нелепая версия: остался за границей, поскольку женился на англичанке. Ничего подобного: его жена была русской, происходила из России, из купеческой семьи.

Обращаю внимание, что Виктор Дыбовский проявил себя не только как авиатор, но и как конструктор. Совместно с одним из братьев, Вячеславом, в 1913 году он построил самолет оригинальной конструкции, называвшийся «Дельфин». Вячеслав имел два высших образования: он окончил физико-математический факультет Московского университета, а затем - электромеханический факультет Политехнического института императора Петра Великого. В его дипломе было записано, что он «имеет право составлять проекты всяких зданий и сооружений, производить всякого рода строительные работы». Этой возможностью Вячеслав воспользовался в советское время, работая инженером на строительстве Дворца Советов в Москве.

Другим заметным изобретением Виктора Дыбовского был синхронизатор для стрельбы сквозь вращающийся винт самолета. Его соавтором был Владимир Смыслов - родной брат Клавдии Дыбовской, который, окончив в Петербурге институт гражданских инженеров (ныне СПбГАСУ) с золотой медалью им. Безпалова, работал инженером на железной дороге. В настоящее время в Петербурге живут его внук Дмитрий Борисович Смыслов - морской офицер и правнук Михаил - военный корреспондент.

С началом Первой мировой войны Виктор Дыбовский был направлен в действующую армию и сражался в составе 20-го корпусного авиационного отряда. За мужество и отвагу был награжден орденом Святого Георгия IV степени. Вместе с Виктором служили и еще двое его братьев. Всеволод, будучи в чине подпоручика, умер 16 октября 1915 года от ран, полученных при падении самолета. Борис, прапорщик, прошел войну, во время Гражданской был в Белой армии, в 1920 году под Ростовом был взят в плен. Дальнейшая его судьба неизвестна...

В 1915 году Виктора Дыбовского направили в Англию начальником миссии военно-морской авиации России при Антанте - для закупки снаряжения. Он выехал в Лондон с женой Клавдией и дочерью Милицей...

За время пребывания в британской столице Дыбовский дважды был представлен королю Англии и, кроме того, в 1917 году встречался в Лондоне с Александром Колчаком, в то время командовавшим Черноморском флотом.

Интересные документы из Государственного архива РФ в Москве мне предоставила разыскавшая их племянница Клавдии Дыбовской - Мария Степанова. И вот из них, бывших когда-то под грифом «сов. секретно», выяснились очень интересные детали. Оказалось, что жена и дочь Дыбовского в 1947 году обращались в посольство СССР в Лондоне с просьбой о советском гражданстве. В связи с этим «компетентные органы» подготовили досье на их мужа и отца.

Согласно документам, в начале 1920-х годов Дыбовский некоторое время работал в Америке, занимаясь усовершенствованием автоматического оружия. Вернувшись в Англию, «вошел в контакт с советской торговой делегацией», в 1924 - 1925 годах работал в АРКОСе (советская хозяйственная организация в Великобритании, созданная в 1920 г. для ведения торговли между РСФСР и Англией. - Ред.) по приемке авиамоторов для СССР. В 1924 году по приглашению Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) приезжал в Москву для демонстрации своего нового пулемета и передачи чертежей. «Особой комиссией были запроектированы средства для изготовления опытного образца пулемета Дыбовского на оружейном заводе в г. Туле, однако построен он не был по не зависящим от изобретателя обстоятельствам».

Более того, оказывается, в 1925 году Виктор Дыбовский получил советское гражданство. «В настоящее время, - значилось в справке от 28 апреля 1949 года, - является техническим директором им самим организованных семи английских фирм, которые занимаются выпуском изделий его собственной конструкции». В архивном деле есть справка замминистра иностранных дел СССР, в которой говорится: «Настроен патриотически, желает вернуться на родину вместе с семьей». В другом документе говорилось, что в 1950 году Виктор Дыбовский был принят шофером на работу в Моснарбанк в Лондоне.

В начале 1950-х годов материальное положение семьи Дыбовских ухудшилось. Тяжелое заболевание туберкулезом разрушило планы Виктора Дыбовского вернуться на родину. Он скончался 20 декабря 1953 года во Фристон-госпитале, его жена и дочь остались жить в британской столице...

Несколько лет назад историк авиации Роман Фирсов после долгих поисков нашел место захоронения Виктора Дыбовского в Лондоне - на кладбище Islington & St. Pancras и установил там скромный православный крест с памятной табличкой и портретом летчика. В настоящее время секция истории авиации и космонавтики РАН подготовила проект памятника на могиле Дыбовского.

#авиатор #конструктор #Дыбовский

Комментарии