Созданный в Петербурге аппарат «Витязь-Д» достиг дна Марианской впадины

Созданный петербуржцами автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь-Д», совершив погружение с борта спасательного судна Тихоокеанского флота «Фотий Крылов», достиг дна Марианской впадины. В ходе эксперимента, который Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» проводит вместе с рядом научно-исследовательских организаций, этот аппарат, превосходящий по своим параметрам зарубежные аналоги, в канун 9 Мая доставил на глубину 10 028 метров вымпел с символикой 75-летия Победы

Созданный в Петербурге аппарат «Витязь-Д» достиг дна Марианской впадины | ФОТО предоставлено ЦКБ «Рубин»

ФОТО предоставлено ЦКБ «Рубин»

Для осуществления данного проекта в сентябре 2017 года на площадке «Рубина» при содействии российского Фонда перспективных исследований была создана Лаборатория морских роботизированных комплексов. Петербуржцам предстояло спроектировать и изготовить в довольно короткий срок автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь-Д», способный погружаться на огромные глубины.

К тому времени ЦКБ МТ накопило немалый опыт работ в этом направлении, но справиться в одиночку с таким масштабным проектом вряд ли смогло бы. В его реализации приняли участие Государственный научный центр ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (Петербург), специалисты из НИИ гидросвязи «Штиль» (Волгоград), Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН (Владивосток) и других регионов страны. Так, объединив компетенции, участники кооперации подготовили методы 3D-моделирования и автоматизированного проектирования, это не только «Витязь-Д», но и полный комплекс оборудования, включая глубоководную донную станцию и аппаратуру пункта управления.

А затем начались испытания. Подойдя к району Марианской впадины, «Фотий Крылов» погрузил в океанские воды донную станцию, связанную с ним кабельными линиями, чтобы осуществлять с судном «диалог» в режиме реального времени. После чего в Тихий океан опустился сам «Витязь-Д», названный в честь известного научно-исследовательского судна - флагмана экспедиционного флота СССР. Весь этот эксперимент без учета времени на погружение и всплытие аппарата занял три с лишним часа.

За это время роботизированный подводный беспилотник изучил параметры морской среды, выполнил фото- и видеосъемку, совершил картографирование океанского дна. Точнее, это был один из этапов работ в серии экспериментов, и он подтвердил правильность выбранных разработчиками инженерных и конструктивных решений, рассказал руководитель Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев.

Опускаясь на глубину до 12 км, такой аппарат может вести обзорную, батиметрическую и гидролокационную съемку, составлять трехмерную карту дна и измерять гидрофизические характеристики морской среды, а также отбирать пробы донного грунта, отмечают «рубиновцы». Для этого он оснащен эхолотами, гидроакустическими средствами навигации и связи, внешними видеокамерами, осветительными и другими современными приборами.

По словам Игоря Вильнита, гендиректора ЦКБ МТ «Рубин», справившись с этой задачей, участники проекта осуществили настоящий прорыв в отечественной науке и технике, открыв доступ к исследованию ранее недоступных человеку уголков Мирового океана.

#океан #техника #исследования #конструктор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 079 (6677) от 13.05.2020 под заголовком ««Витязь» покоряет гидрокосмос».


Комментарии