Рассказываем, чем знаменито здание ДК имени И. И. Газа

Горожанам хорошо известен ДК имени И. И. Газа, расположенный у станции метро «Кировский завод». Здание украшено барельефом с революционными сюжетами. Кажется удивительным, что его центральная часть выглядит как пустой квадрат. Всегда ли так было?

Рассказываем, чем знаменито здание ДК имени И. И. Газа  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ДК, построенный в 1931 – 1935 годах по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского, предназначался для рабочего клуба завода «Красный путиловец». Оно было разграничено на клубную и театральную части. Первой строили клубную, причем ее корпус состоял из двух частей — четырехэтажной и трехэтажной. Четырехэтажная предназначалась для малого кинозала на 500 человек, библиотеки, танцевального зала, буфета-столовой, обсерватории и помещений для технических кружков. В трех­этажном пространстве, растянувшемся своим фасадом параллельно проспекту Стачек, располагались классы для кружковых занятий.

Клубный корпус имел Г-образную форму и дальше должен был смыкаться с театральным. Строительство театральной части было начато, но закончить все работы удалось только в 1960‑х годах архитектору Е. М. Полторацкому и инженеру Л. Н. Бубарину.

Возведение ДК им. И. И. Газа происходило в переходный период от конструктивизма к сталинскому неоклассицизму. В процессе разработки проекта Гегелло и Кричевский подготовили несколько вариантов решения фасада. Первый был очень сложен технически (из‑за больших объемов остекления), второй — композиционно. Третий вариант фасада был более удачным и, по словам А. И. Гегелло, более пластичным: «В нем нашел свое отражение начинавшийся в то время поворот к творческому освоению культурного наследия, к архитектурной классике».

В итоге единственным украшением стал 60‑метровый скульптурный фриз работы Л. А. Дитриха, который растянулся по фасаду трехэтажной клубной части между первым и вторым этажами. А. И. Гегелло отмечал, что фриз «является одним из первых удавшихся опытов синтеза архитектуры и скульптуры в нашей творческой практике».

На фризе, созданном в 1935 году, при окончательной отделке здания, были изображены реальные исторические персонажи (Калинин, Ленин, Иван Газа, Киров) и события (маевка рабочих в 1891 году, Кровавое воскресенье, выпуск первого трактора «Красный путиловец»). Кроме того, на нем запечатлены ликующие пионеры, физкультурники, красноармейцы, рабочие и работницы. Боковые композиции также дополняются различной атрибутикой — снопами, знаменами, знаком ГТО, лентой с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и другими символами того времени.

Сцены сменяют друг друга и подходят к большому центральному изображению, а дальше повторяются в обратном порядке. В цент­ральной же части под сенью красного стяга находится ныне пустой квадрат.

В последние десятилетия в различных публикациях можно было встретить утверждения, что на нем были изображены, возможно, Сталин (в самых различных вариациях) либо герб СССР.

В коллекции одного из государственных музеев Москвы удалось найти фотографию, полностью раскрывающую облик фриза. На том самом квадрате можно крупно увидеть барельефы двух вождей — Ленина и Сталина. И в этом не было ничего удивительного: именно тогда, в середине 1930‑х годов, складывался канон образа Сталина как верного ученика Ленина и продолжателя его идей. Образ формировался в первую очередь в литературе, а потом приобретал и графическое воплощение. Писатель Анри Барбюс в своей книге «Сталин. Человек, через которого раскрывается новый мир» прямо утверждал: «Сталин — это Ленин сегодня».

К сожалению, сегодня фриз находится в плачевном состоянии. Остается надеяться, что он будет сохранен и получит должную оценку как интереснейший объект художественного и исторического значения.


#архитектура #фриз #ДК Газа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (7698) от 05.07.2024 под заголовком «Вожди в квадрате».


Комментарии