Простой взмах. Как отвергнутый на родине Берлиоз стал знаменит в России

К тому времени, как Гектор Берлиоз впервые в 1847 году приехал на гастроли в Россию, он был уже известным музыкантом, хотя на родине его и осуждали за новаторство. Его трижды не приняли в Парижскую консерваторию, еще чаще он подавал сочинения на Римскую премию, и ему всегда отказывали.

Простой взмах. Как отвергнутый на родине Берлиоз стал знаменит в России | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Как было заведено в музыкальной среде тех времен (этот обычай в немалой степени сохранился до сих пор), любой музыкант, более-менее успешный у себя на родине, только тогда становился по-настоящему признанным и знаменитым, когда выезжал на гастроли за границу и достигал там более яркого успеха. Это касалось и певцов, и инструменталистов, но особенно тяжело известность давалась композиторам.

Приезду Берлиоза в Россию поспособствовал Михаил Иванович Глинка, познакомившийся с ним в Европе в 1845 году, куда, по словам Владимира Стасова, сам был буквально «изгнан всеобщим равнодушием на родине и к нему, и к его гениальному «Руслану».

Михаил Глинка отмечал: «Я ожил с первыми лучами весеннего солнца, и ожил не только телом, но и душою: случай свел меня с несколькими милыми людьми, и в Париже я нашел немногих, но искренних и талантливых приятелей. Самая примечательная для меня встреча – это, без сомнения, с Берлиозом». Тот же в свою очередь был потрясен красотой русской музыки – песен, романсов Глинки и его симфонических произведений, которые Глинка играл для нового друга в фортепианном изложении.

В восторге Берлиоз поместил в знаменитой парижской газете Journal des debats статью о Глинке, в которой были, например, такие строки: «У него в мелодиях есть неожиданные ноты, периоды странно прелестные; он великий гармонист, он пишет для инструментов с такою старательностью и с таким знанием самых тайных его средств, что его оркестр – один из самых новых и жизненных оркестров нового времени...». К сожалению, статья осталась совершенно не замеченной. Парижу не были интересны ни Берлиоз, ни тем более русский Глинка.

Тем временем в Петербурге в зале Энгельгардта (ныне Малый зал петербургской Филармонии. – В. О.) 1 марта 1841 года исполнили «Реквием» Берлиоза. Дирижировал известный и влиятельный русский музыкант-меценат Андрей Ромберг. Для Берлиоза, страдавшего во Франции от непризнанности, да еще и переживавшего тяжелое расставание с женой, известие о том, что где-то далеко, в «варварской» России, его музыка прозвучала с блестящим успехом, было невероятным.

3 октября 1841 года он сообщал своему другу Феррану: «Вы, конечно, слышали про страшный успех моего «Реквиема» в Петербурге. Он был исполнен целиком в концерте, нарочно данном для того, всеми оркестрами петербургских театров, вместе с хором придворной капеллы и хорами двух гвардейских полков. <...> По рассказам людей, присутствовавших на концерте, исполнение под управлением Андрея Ромберга было до невероятности величественно». Так имя и музыка Гектора Берлиоза стали знамениты в Петербурге задолго до приезда самого композитора.

В середине 1840-х годов русские поклонники и друзья Берлиоза начали готовить приезд композитора в Петербург. Еще одним влиятельным сторонником его гастролей в России стал Ференц Лист, его друг детства, приезжавший в Россию на гастроли с 1842 года. Накануне концерта, 2 марта 1847 года, князь Одоевский напечатал в «С.-Петербургских ведомостях» статью под заглавием: «Берлиоз в Петербурге». По словам В. В. Стасова, «он указывал даже на ту его (Берлиоза. – В. О.) заслугу, что он понял Глинку и употреблял все усилия на то, чтобы французы его поняли». «Берлиоз, – писал Стасов, – основатель новой школы, еще мало известной, но быстро распространяющейся по всей Европе...»

На своем первом концерте в Петербурге Берлиоз дирижировал самыми известными своими произведениями: симфонией с хором «Ромео и Джульетта» и знаменитой «Фантастической симфонией», посвященной, между прочим, российскому императору Николаю I. Успех имело и третье представленное петербуржцам очень сложное произведение, поначалу категорически не принятое на родине Берлиоза, – драматическая легенда «Осуждение Фауста».

Берлиоз имел в России грандиозный успех, особенно в Петербурге. Московские концерты тоже прошли успешно, но такого восхищения, таких оваций, криков «бис» и, конечно, нескончаемых «браво!», такого количества друзей и поклонников, какое появилось у него в столице, у Берлиоза не было нигде.

Следующие его гастроли в России состоялись только двадцать лет спустя, в 1867 году. Примечательно, что, приглашенный Императорским русским музыкальным обществом, опекаемым несколькими членами царской семьи, прежде всего великой княгиней Еленой Павловной, в этот приезд композитор остановился, как ее почетный гость, в Михайловском дворце, где жила она сама.

«Исполнение было прекрасное, обаяние знаменитой личности делало все. Взмах Берлиоза простой, ясный, красивый...» – писал Н. А. Римский-Корсаков о петербургских концертах Берлиоза 1867 – 1868 годов.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#музыка #история #искусство #композитор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (6781) от 09.10.2020 под заголовком «Простой взмах».


Комментарии