Простой взмах. Как отвергнутый на родине Берлиоз стал знаменит в России

К тому времени, как Гектор Берлиоз впервые в 1847 году приехал на гастроли в Россию, он был уже известным музыкантом, хотя на родине его и осуждали за новаторство. Его трижды не приняли в Парижскую консерваторию, еще чаще он подавал сочинения на Римскую премию, и ему всегда отказывали.

Простой взмах. Как отвергнутый на родине Берлиоз стал знаменит в России | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Как было заведено в музыкальной среде тех времен (этот обычай в немалой степени сохранился до сих пор), любой музыкант, более-менее успешный у себя на родине, только тогда становился по-настоящему признанным и знаменитым, когда выезжал на гастроли за границу и достигал там более яркого успеха. Это касалось и певцов, и инструменталистов, но особенно тяжело известность давалась композиторам.

Приезду Берлиоза в Россию поспособствовал Михаил Иванович Глинка, познакомившийся с ним в Европе в 1845 году, куда, по словам Владимира Стасова, сам был буквально «изгнан всеобщим равнодушием на родине и к нему, и к его гениальному «Руслану».

Михаил Глинка отмечал: «Я ожил с первыми лучами весеннего солнца, и ожил не только телом, но и душою: случай свел меня с несколькими милыми людьми, и в Париже я нашел немногих, но искренних и талантливых приятелей. Самая примечательная для меня встреча – это, без сомнения, с Берлиозом». Тот же в свою очередь был потрясен красотой русской музыки – песен, романсов Глинки и его симфонических произведений, которые Глинка играл для нового друга в фортепианном изложении.

В восторге Берлиоз поместил в знаменитой парижской газете Journal des debats статью о Глинке, в которой были, например, такие строки: «У него в мелодиях есть неожиданные ноты, периоды странно прелестные; он великий гармонист, он пишет для инструментов с такою старательностью и с таким знанием самых тайных его средств, что его оркестр – один из самых новых и жизненных оркестров нового времени...». К сожалению, статья осталась совершенно не замеченной. Парижу не были интересны ни Берлиоз, ни тем более русский Глинка.

Тем временем в Петербурге в зале Энгельгардта (ныне Малый зал петербургской Филармонии. – В. О.) 1 марта 1841 года исполнили «Реквием» Берлиоза. Дирижировал известный и влиятельный русский музыкант-меценат Андрей Ромберг. Для Берлиоза, страдавшего во Франции от непризнанности, да еще и переживавшего тяжелое расставание с женой, известие о том, что где-то далеко, в «варварской» России, его музыка прозвучала с блестящим успехом, было невероятным.

3 октября 1841 года он сообщал своему другу Феррану: «Вы, конечно, слышали про страшный успех моего «Реквиема» в Петербурге. Он был исполнен целиком в концерте, нарочно данном для того, всеми оркестрами петербургских театров, вместе с хором придворной капеллы и хорами двух гвардейских полков. <...> По рассказам людей, присутствовавших на концерте, исполнение под управлением Андрея Ромберга было до невероятности величественно». Так имя и музыка Гектора Берлиоза стали знамениты в Петербурге задолго до приезда самого композитора.

В середине 1840-х годов русские поклонники и друзья Берлиоза начали готовить приезд композитора в Петербург. Еще одним влиятельным сторонником его гастролей в России стал Ференц Лист, его друг детства, приезжавший в Россию на гастроли с 1842 года. Накануне концерта, 2 марта 1847 года, князь Одоевский напечатал в «С.-Петербургских ведомостях» статью под заглавием: «Берлиоз в Петербурге». По словам В. В. Стасова, «он указывал даже на ту его (Берлиоза. – В. О.) заслугу, что он понял Глинку и употреблял все усилия на то, чтобы французы его поняли». «Берлиоз, – писал Стасов, – основатель новой школы, еще мало известной, но быстро распространяющейся по всей Европе...»

На своем первом концерте в Петербурге Берлиоз дирижировал самыми известными своими произведениями: симфонией с хором «Ромео и Джульетта» и знаменитой «Фантастической симфонией», посвященной, между прочим, российскому императору Николаю I. Успех имело и третье представленное петербуржцам очень сложное произведение, поначалу категорически не принятое на родине Берлиоза, – драматическая легенда «Осуждение Фауста».

Берлиоз имел в России грандиозный успех, особенно в Петербурге. Московские концерты тоже прошли успешно, но такого восхищения, таких оваций, криков «бис» и, конечно, нескончаемых «браво!», такого количества друзей и поклонников, какое появилось у него в столице, у Берлиоза не было нигде.

Следующие его гастроли в России состоялись только двадцать лет спустя, в 1867 году. Примечательно, что, приглашенный Императорским русским музыкальным обществом, опекаемым несколькими членами царской семьи, прежде всего великой княгиней Еленой Павловной, в этот приезд композитор остановился, как ее почетный гость, в Михайловском дворце, где жила она сама.

«Исполнение было прекрасное, обаяние знаменитой личности делало все. Взмах Берлиоза простой, ясный, красивый...» – писал Н. А. Римский-Корсаков о петербургских концертах Берлиоза 1867 – 1868 годов.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#музыка #история #искусство #композитор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (6781) от 09.10.2020 под заголовком «Простой взмах».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».