Ей восхищался Чайковский. Как роковая любовь погубила оперную певицу Евлалию Кадмину

Однажды на учебном концерте московского Елизаветинского института благородных девиц дирижер Николай Рубинштейн приметил талантливую девушку. Звали ее Евлалия Кадмина. Он помог ей поступить в консерваторию, и с осени 1870 года она начала учиться у знаменитой оперной певицы Александры Александровой-Кочетовой.

Ей восхищался Чайковский. Как роковая любовь погубила оперную певицу Евлалию Кадмину | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Самыми любимыми для нее стали уроки гармонии, которые вел П. И. Чайковский. Запомнилось первое посещение Большого театра, «Руслан и Людмила» Глинки. Увлекалась Кадмина и драмой, посещала спектакли Малого театра. Ее дебют состоялся на студенческих вечерах, где она пела Татьяну в «Евгении Онегине», Марину Мнишек в «Борисе Годунове», а через год в Большом театре исполнила Азучену в «Трубадуре» и Ваню в «Жизни за царя».

«Певица почти выбежала на авансцену, с большой внутренней силой спев знаменитый речитатив «Бедный конь в поле пал» и героическое аллегро «Слышишь, враг, ты, враг!..» - писал музыковед Борис Яголим. - Долго не утихали восторженные аплодисменты, крики «браво!».

В Большом театре Кадмина исполняла главные роли в операх Серова, Глинки, Чайковского. Последний, очарованный певицей, посвятил ей романс «Страшная минута» на собственный текст, полный искреннего восхищения. Ни автор, ни певица не могли знать, что название романса станет для нее роковым...

Осенью 1875 года Кадмина приехала в Петербург. Известный критик Г. Ларош в преддверии ее дебюта написал благожелательную статью, назвав певицу выдающимся дарованием. Чайковский также пожелал ей успеха в столице: «Здесь музыканту дышится свободнее».

На фоне засилья итальянской оперы выступления Кадминой в Мариинском театре в русских операх стали сенсацией. Дебютировала она в «Опричнике» Чайковского, вызвав шквал восторженных откликов в прессе.

Г. Ларош подметил в игре артистки «не заученный урок, а неподдельный огонь натуры, рожденной для сцены». Даже скупой на похвалы Ц. Кюи писал о Кадминой с восхищением, отмечая простоту и задушевность, отличную артикуляцию: «Всякая фраза ею серьезно обдумана, верно понята, талантливо передана».

Коллегами Евлалии по сцене стали прославленные певцы - легендарный Осип Петров и выдающийся баритон Иван Мельников, а также знаменитые Юлия Платонова и Богомир Корсов. Молодая певица не пропала «в тени» мэтров и была очень тепло принята публикой. С успехом выступила она во многих других операх, особенно в «Псковитянке» Римского-Корсакова, а на спектакле «Жизнь за царя» Кадмину несколько раз вызывали и поднесли огромный лавровый венок.

Но гастролировала Кадмина в Петербурге всего четыре месяца. «Об оставлении ею сцены Мариинского театра бродили смутные толки, выставлявшие основной причиной безуспешные ухаживания некоего вельможи», - писал мемуарист

В. Уманов-Каплуновский. Огорчений добавили критические статьи недоброжелателей, к которым неожиданно примкнул Кюи. Теперь он «заметил» у нее слабый голос, а о об исполнении ею арии Ратмира из оперы «Руслан и Людмила» написал, что у певицы «нет данных для этой роли».

Кадмина уезжает из Петербурга в Италию, выступает там, берет уроки, пробует себя на ниве литературы, выходит замуж (за некоего доктора Форкони), но, затосковав о родине, расстается с мужем и возвращается в Россию. Заключив контракт с Харьковской оперой, переезжает туда. Там Евлалия дебютировала в роли Наташи в «Русалке» Даргомыжского, затем пела Рогнеду, Амнерис, Маргариту.

Кадмина гастролировала также в Одессе, Киеве - и в опере, и в драме. Всюду она имела оглушительный успех. «Красота, молодость, редкий талант, гибкий, виртуозный, богатый голос - все это окружало певицу в наших глазах ореолом поэзии», - писал В. Уманов-Каплуновский.

Но ее судьба оказалась трагичной. Кадмина полюбила некоего офицера, завсегдатая театральных кулис, и, ослепленная чувством, уверовала в серьезность отношений. А для него это была всего лишь очередная «победа»...

Последней ее ролью стала Катерина в «Грозе» Островского. Успех был невероятный, спектакль шел много раз. Во время одного из них Кадмина увидела в зале своего возлюбленного с какой-то дамой. Это так потрясло Евлалию, что она приняла роковое решение: в антракте отравилась фосфорными спичками и, выйдя во втором акте, упала без чувств. Занавес опустили...

Доктора шесть суток боролись за ее жизнь, но 10 (22) ноября 1881 года Евлалия Кадмина скончалась. Ей было всего двадцать восемь лет. Певец Николай Алчевский вспоминал о Кадминой: «Жизнь оскорбляла ее на каждом шагу...», а Чайковский написал: «Жаль талантливой, красивой женщины...».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#биография #судьбы #опера #певица

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (6625) от 14.02.2020 под заголовком «Роковая любовь».


Комментарии