Ей восхищался Чайковский. Как роковая любовь погубила оперную певицу Евлалию Кадмину

Однажды на учебном концерте московского Елизаветинского института благородных девиц дирижер Николай Рубинштейн приметил талантливую девушку. Звали ее Евлалия Кадмина. Он помог ей поступить в консерваторию, и с осени 1870 года она начала учиться у знаменитой оперной певицы Александры Александровой-Кочетовой.

Ей восхищался Чайковский. Как роковая любовь погубила оперную певицу Евлалию Кадмину | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Самыми любимыми для нее стали уроки гармонии, которые вел П. И. Чайковский. Запомнилось первое посещение Большого театра, «Руслан и Людмила» Глинки. Увлекалась Кадмина и драмой, посещала спектакли Малого театра. Ее дебют состоялся на студенческих вечерах, где она пела Татьяну в «Евгении Онегине», Марину Мнишек в «Борисе Годунове», а через год в Большом театре исполнила Азучену в «Трубадуре» и Ваню в «Жизни за царя».

«Певица почти выбежала на авансцену, с большой внутренней силой спев знаменитый речитатив «Бедный конь в поле пал» и героическое аллегро «Слышишь, враг, ты, враг!..» - писал музыковед Борис Яголим. - Долго не утихали восторженные аплодисменты, крики «браво!».

В Большом театре Кадмина исполняла главные роли в операх Серова, Глинки, Чайковского. Последний, очарованный певицей, посвятил ей романс «Страшная минута» на собственный текст, полный искреннего восхищения. Ни автор, ни певица не могли знать, что название романса станет для нее роковым...

Осенью 1875 года Кадмина приехала в Петербург. Известный критик Г. Ларош в преддверии ее дебюта написал благожелательную статью, назвав певицу выдающимся дарованием. Чайковский также пожелал ей успеха в столице: «Здесь музыканту дышится свободнее».

На фоне засилья итальянской оперы выступления Кадминой в Мариинском театре в русских операх стали сенсацией. Дебютировала она в «Опричнике» Чайковского, вызвав шквал восторженных откликов в прессе.

Г. Ларош подметил в игре артистки «не заученный урок, а неподдельный огонь натуры, рожденной для сцены». Даже скупой на похвалы Ц. Кюи писал о Кадминой с восхищением, отмечая простоту и задушевность, отличную артикуляцию: «Всякая фраза ею серьезно обдумана, верно понята, талантливо передана».

Коллегами Евлалии по сцене стали прославленные певцы - легендарный Осип Петров и выдающийся баритон Иван Мельников, а также знаменитые Юлия Платонова и Богомир Корсов. Молодая певица не пропала «в тени» мэтров и была очень тепло принята публикой. С успехом выступила она во многих других операх, особенно в «Псковитянке» Римского-Корсакова, а на спектакле «Жизнь за царя» Кадмину несколько раз вызывали и поднесли огромный лавровый венок.

Но гастролировала Кадмина в Петербурге всего четыре месяца. «Об оставлении ею сцены Мариинского театра бродили смутные толки, выставлявшие основной причиной безуспешные ухаживания некоего вельможи», - писал мемуарист

В. Уманов-Каплуновский. Огорчений добавили критические статьи недоброжелателей, к которым неожиданно примкнул Кюи. Теперь он «заметил» у нее слабый голос, а о об исполнении ею арии Ратмира из оперы «Руслан и Людмила» написал, что у певицы «нет данных для этой роли».

Кадмина уезжает из Петербурга в Италию, выступает там, берет уроки, пробует себя на ниве литературы, выходит замуж (за некоего доктора Форкони), но, затосковав о родине, расстается с мужем и возвращается в Россию. Заключив контракт с Харьковской оперой, переезжает туда. Там Евлалия дебютировала в роли Наташи в «Русалке» Даргомыжского, затем пела Рогнеду, Амнерис, Маргариту.

Кадмина гастролировала также в Одессе, Киеве - и в опере, и в драме. Всюду она имела оглушительный успех. «Красота, молодость, редкий талант, гибкий, виртуозный, богатый голос - все это окружало певицу в наших глазах ореолом поэзии», - писал В. Уманов-Каплуновский.

Но ее судьба оказалась трагичной. Кадмина полюбила некоего офицера, завсегдатая театральных кулис, и, ослепленная чувством, уверовала в серьезность отношений. А для него это была всего лишь очередная «победа»...

Последней ее ролью стала Катерина в «Грозе» Островского. Успех был невероятный, спектакль шел много раз. Во время одного из них Кадмина увидела в зале своего возлюбленного с какой-то дамой. Это так потрясло Евлалию, что она приняла роковое решение: в антракте отравилась фосфорными спичками и, выйдя во втором акте, упала без чувств. Занавес опустили...

Доктора шесть суток боролись за ее жизнь, но 10 (22) ноября 1881 года Евлалия Кадмина скончалась. Ей было всего двадцать восемь лет. Певец Николай Алчевский вспоминал о Кадминой: «Жизнь оскорбляла ее на каждом шагу...», а Чайковский написал: «Жаль талантливой, красивой женщины...».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#биография #судьбы #опера #певица

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (6625) от 14.02.2020 под заголовком «Роковая любовь».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».