«Прорыв» на площади Победы: каждая деталь монумента наполнена символическим значением

Пятьдесят лет назад, 9 мая 1975 года, был торжественно открыт монумент Героическим защитникам Ленинграда. Место, на котором появился монумент, было знаковым: в давние времена здесь был въезд в город, стояли шлагбаум с будкой, отсюда и возникло историческое название — Средняя Рогатка. Еще в петровские времена невдалеке возвели небольшой деревянный путевой дворец, который при Елизавете Петровне заменили каменным.

«Прорыв» на площади Победы: каждая деталь монумента наполнена символическим значением | Скульптурная композиция «Солдаты» — она расположена на южной стороне мемориала, именуемой площадью Победителей./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Скульптурная композиция «Солдаты» — она расположена на южной стороне мемориала, именуемой площадью Победителей./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Во время Великой Отечественной войны на Средней Рогатке, а еще точнее — на пересечении нынешних Краснопутиловской улицы и Пулковского шоссе, проходила внутренняя линия обороны города. Не случайно именно здесь летом 1945 года к торжественному возвращению войск с войны воздвигли одну из трех Триумфальных арок (две другие находились в Автове и на проспекте Обуховской Обороны). С нее и начинается мемориально-торжественная история этого места.

Арка располагалась чуть южнее современной площади Победы — на Пулковском шоссе. Спроектирована она была Александром Гегелло и выстроена из дерева, оштукатурена, украшена знаменами и фигурами рабочего и работницы.

По словам профессора архитектуры Армена Барутчева, из всех трех эта арка была наиболее ясной по легкости восприятия: «Энергично растущий из земли массив ее стены завершался простым карнизом и лаконичным уступчатым аттиком с композицией из знамен с лаврами». Арка просуществовала три года, стала ветшать и вмес­те с остальными была разобрана. Но память места продолжала жить.

В 1952 – 1953 годах была окончательно сформирована концепция устройства здесь въездной площади. Появились предложения, как ее оформить. Так, архитектор Сергей Сперанский предлагал в центре площади восстановить Московские триумфальные ворота, разоб­ранные в середине 1930‑х годов. Но в процессе обсуждений было решено восстановить эти ворота на их историческом месте — возле пересечения с Лиговским проспектом.

Вопрос об установке на этой въездной площади монумента впервые был поставлен в 1958 году. Исполком Ленгорсовета провел открытый конкурс, где были представлены 44 проекта. Первую премию присудили авторскому коллективу, который возглавлял Сергей Сперанский, в него входили Петр Арешев, Владимир Маслов и Юрий Покровский.

В этом проекте уже содержались главные элементы будущего монумента Героическим защитникам Ленинграда — разорванное кольцо и доминирующая высотная композиция внутри него. Только пилон как будто бы стремительно наклонялся вперед и продолжался экспрессивным порывом венчающей его скульптуры. Собственно, и девиз у этого проекта был «Прорыв». Памятник передавал усилие, которым было разорвано кольцо блокады.

Но к осуществлению тогда ни один проект не был принят, идею на время отложили. Вопрос о месте размещения монумента Победы в ту пору был весьма дискуссионным: его обсуждали на страницах журналов, газет, альманахов. Предложений было очень много. Так, рассматривались варианты воздвигнуть его на площади Революции, рядом с крейсером «Аврора», на Адмиралтейской набережной. Однако становилось все более очевидным, что лучшее место для него — на Средней Рогатке.

В 1962 году создаваемая здесь площадь получила имя Победы, а в следующем году Совет Минист­ров СССР принял решение поддержать предложение поэта Михаила Дудина возвести здесь монумент и начать сбор средств на его строительство.

На конкурс, организованный в 1965 году, было подано 83 проекта. Причем вопрос о месте установки монумента опять‑таки оставался открытым. Показательно, что 26 проектов были разработаны для западной части Васильевского острова и только 14 — для Средней Рогатки. В Доме архитектора шли горячие споры и обсуждения, в результате было решено первую премию никому не присуждать, зато премию второй степени получили сразу три авторских коллектива (эти проекты имели девизы «Бессмертие», «900» и «Вечен огонь нашей памяти»).

Именно в ходе этого конкурса стала очевидной идея объединения усилий крупных мастеров. В творческую группу вошли скульп­тор Михаил Аникушин, архитекторы Сергей Сперанский и Валентин Каменский. Примечательно, что все они были участниками Великой ­Отечественной войны, а Каменский, кроме всего прочего, еще и победителем в конкурсе на проект памятника защитникам Ленинграда, проведенном в дни блокады в 1942 году.

В 1971 году состоялся последний тур конкурса. В нем соревновались три коллектива. Лучшим для площади Победы был признан проект Сперанского, Аникушина и Каменского. К 1973 году почти окончательно сложился облик будущего монумента: разорванное кольцо, в центре которого — вертикальный обелиск, увенчанный скульптурой. На следующий год было решено «спустить» ее на землю. В центре осталась «чистая» форма вертикального обелиска. Благодаря этому 48‑мет­ровая стела, облицованная гранитом, должна была восприниматься одинаково со всех сторон.

Под обелиском на гранитном постаменте находится скульптурная группа «Победители», созданная Аникушиным. Моделью для скульп­туры рабочего стал архитектор проекта Сергей Сперанский, а солдата Аникушин лепил по фотографии молодого Георгия Жукова.

Мемориал сооружен в разных уровнях, и лестницы, соединяющие их, имеют свое звучание. По идее Сперанского, когда посетитель спус­кался на пять метров вниз, в открытый круглый зал, пространство должно было неотвратимо сжиматься, как кольцо вражеской осады. В центре зала — звучащая подлинным драматизмом скульптурная группа «Блокада». И во многом эмоциональную атмосферу зала определяло небо, как нерукотворный купол над ним.

Каждая деталь мемориала наполнена символическим значением. Немаловажен сам алгоритм прохода сквозь него. Спустившись вниз, в круглый зал, а затем вновь поднявшись наверх, посетитель должен был, пройдя это пространство насквозь, ощутить сам эффект «прорыва». И показательно, что разор­ванная часть кольца смотрит в сторону Пулковского шоссе, то есть мы как будто бы вместе с защитниками города вырываемся из него, чтобы прогнать врага от его стен…

Создание монумента было делом общенародным. На специальный банковский счет — № 114292, в фонд строительства мемориала — граждане перечисляли личные сбережения. Поступали и коллективные взносы — за сверхурочные рабочие смены, субботники, концерты, спектакли.

Работники объединения «Реставратор» изготовили четырнадцать газовых светильников, напоминающих по форме танковые или корабельные артиллерийские башни. В цехах объединения «Электросила» были отлиты более трех тысяч металлических букв, а коллектив Балтийского завода облицовывал внутреннюю поверхность бетонного кольца медными и бронзовыми листами.

Часть строительных операций выполняли добровольцы. С первого дня их работы стал действовать общественный штаб содействия, который вел особый календарь, отсчитывавший обратное время, оставшееся до открытия монумента.

В коллекции Музея истории города сохранился альбом, в котором добровольцы оставляли свои послания. Из него можно узнать, что, например, 20 октября 1974 года трудовую вахту здесь несли сотрудники линейного отдела милиции Витебского вокзала: «Мы, солдаты правопорядка… горды тем, что нам, внукам, сыновьям защитников города Ленина, выпала честь внести свою лепту в строительство памятника. Мы горды тем, что приобщились своим трудом к созданию этого величественного монумента».

«Каждый понимал, как ждут ленинградцы этот памятник, — вспоминал бригадир чеканщиков Б. С. Комиссаров, — а его открытие должно было состояться 9 мая, вот мы и старались успеть к празднику».

И монумент был открыт в срок — 9 мая 1975 года. Однако площадь еще не была застроена: успели возвести только два 22‑этажных монолитных жилых дома по проекту того же архитектора Сперанского. Интересно, что эти два симметричных здания не только стали «обрамлением» монумента, но и очень долго, более двадцати лет, оставались самыми высокими жилыми постройками в городе. Уже как «кулисы» в 1980‑е годы были возведены гостиница «Пулковская» и институт «Электронстандарт».

Все здания на площади расположены на значительном расстоянии от монумента и словно подчинены его ведущей роли — как будто склоняясь в памятном поклоне героическим защитникам Ленинграда.

Площадь Победы2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Памятник в цифрах:


В его основание забито свыше 800 железобетонных свай и уложено 25 тысяч кубометров бетона.

При строительстве вынуто и перемещено более 100 тысяч кубометров грунта.

Гранитом облицовано 14 тысяч квадратных метров.

100 тонн весил первый монолит, доставленный из Бородинского карьера под Выборгом.

Для сооружения 48‑метрового обелиска потребовалось 236 гранитных глыб, каждая из них весила от 6 до 9 тонн. Они уложены в 40 ярусов.

900 светильников, выполненных в виде свечей, укреплены вдоль стен Памятного зала.

На высоких гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур защитников Ленинграда, они обращены в сторону бывшей линии фронта — к Пулковским высотам.

2 миллиона «народных» рублей на строительство монумента поступило на специальный счет в Госбанке.

Татьяна ШМАКОВА, директор музея «Особняк Румянцева» (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга):

— С монументом Героическим защитникам Ленинграда связано двадцать лет моей жизни. Первые десять лет, с 1982 года, я работала там методистом, следующие десять лет — заведующей. Мне довелось застать самые разные эпохи: советское время, перестройку, постперестройку, но неизменным оставалось одно — все высшие руководители, прибывавшие в наш город, начинали свой визит с посещения монумента. Все проходило по протоколу: возложение цветов, минута молчания…

Многих довелось повидать, но особенно запомнился премьер-министр Виктор Черномырдин. Когда он смотрел кадры военной кинохроники, на его глазах стояли слезы… Чуть позже я набралась смелости, подошла к нему и поделилась нашей бедой: в открытом зале «Блокада» не работала система электроподогрева, которая должна была помогать в уборке снега, работникам приходилось выносить снег вручную, на носилках.

Виктор Степанович внимательно меня выслушал, попросил срочно привезти ему документы по ремонтным работам. Сразу же дал распоряжение: «профинансировать». И работы по ремонту системы подогрева действительно были проведены. 

Частым гостем был Анатолий Собчак в свою бытность мэром Петербурга. Он сопровождал на монументе практически всех высоких гостей. Помню я и приезд Владимира Владимировича Путина, который осматривал монумент в начале 2000 года, уже став президентом России.

Очень часто у нас бывал скульптор Михаил Константинович Аникушин. В День Победы он приезжал в девять часов утра и оставался до самого вечера. Для него было очень важно, что скульптурная группа «Блокада» усыпана цветами…

Мне, можно сказать, повезло: я еще застала времена, когда на монумент приходили как раз те, кому он был посвящен. Мы очень дружили с Тимофеем Тимофеевичем Ивановым, бойцом дивизии народного ополчения, сформированной в Московском районе Ленинграда. Практически все его одноклассники сразу же после школьного выпускного вечера записались добровольцами, но вернулся с войны только он.

Частым нашим гостем был шофер Дороги жизни Петр Григорьевич Михайлин, именно ему Всеволод Азаров посвятил стихотворение: «Сегодня он, доживший до седин, // Припоминает дней былых отвагу, // Что все‑таки и он вошел в Берлин, // И он пришел в победный день к Рейхстагу!». Помню его крепкое рукопожатие…

Ефим ЛЕСМАН, главный специалист энергетической части проекта:

— С 1964-го по 2009 год я работал в Ленинградском зональном НИИ экспериментального проектирования жилых и общественных зданий, и мне посчастливилось быть участником создания монумента на площади Победы, непосредственно общаться с Михаилом Аникушиным и Сергеем Сперанским.

Я занимался в том числе и художественной подсветкой. Прожектора были установлены вокруг всей площади на четырнадцати высотных опорах. Они были направлены в первую очередь на скульп­турные группы и 48‑метровый обелиск. За несколько дней до открытия мы потратили немало времени, когда экспериментальным путем искали наилучший угол освещения. Трудность состояла в том, чтобы направить яркий свет на самые важные объекты и при этом не ослеплять водителей автомашин, двигавшихся по площади во всех направлениях…

Евгения КУЛИКОВА, директор музея «Монумент Героическим защитникам Ленинграда» (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга):

— Не так давно в подземном Памятном зале появился новый экспонат — макет нашего монумента. Он дает возможность взглянуть на него сверху: только так можно понять и прочувствовать авторский замысел.

Сегодня, анализируя те проекты монумента, которые когда‑то предлагались, можно констатировать: был действительно выбран самый лучший, знаковый, он украсил наш город и стал достойным памятником его героическим защитникам. Памятником, который выдержал проверку временем, не устарел, который сегодня выглядит столь же современно и актуально, как и полвека назад…

Мемориальный подземный зал был открыт 23 февраля 1978 года. С тех пор расположенная в нем документально-художественная экспозиция, посвященная обороне и блокаде Ленинграда, практически не изменилась. И это вовсе не случайно: она является предметом авторского замысла, вмешиваться в нее мы не имеем права.

Но музей живет своей жизнью, в том же Памятном зале постоянно проходят мероприятия, в мае состоятся три симфонических концерта. Да и временные выставки нам тоже очень нужны. Мы размещаем их в свободных пространствах Памятного зала, поскольку отдельного выставочного зала изначально не было предусмотрено. И всякий раз исходим из мысли: все наши «дополнения» ни в коем случае не должны конфликтовать с основным авторским замыслом.

Памятный зал должен оставаться неприкосновенным. Это свое­образный храм Памяти — и по концепции, и по исполнению, и по атмосфере. Я стараюсь внимательно отслеживать отзывы, которые оставляют посетители, и вижу, что они «считывают» посыл о мемориальном назначении зала.

Еще один важный момент: наш памятник особенный — он имеет представительский характер, входит в программу посещения зарубежных гостей. Побывать на нем они считают своим почетным долгом и обязанностью. Нередко бывает так: от организаторов визитов высоких ­гостей раздается звонок с сообщением: «К вам приедут через пятнадцать минут, встречайте». И мы всегда готовы делать это «при параде», будь у гостя в распоряжении полчаса или всего пять минут на посещение монумента и Памятного зала…

О чем еще непременно надо сказать: обычные посетители или высокие гости, бывающие на монументе, не видят того, что происходит за его «кулисами», не представляют, какое здесь огромное подземное хозяйство. Это технически очень сложное сооружение, которое нуждается в серьезной поддержке. Необходимо контролировать швы между блоками, которыми облицована высотная стела, состояние бетонных и металлических конструкций «кольца», следить за гидроизоляцией монумента, ведь он находится рядом с федеральной трассой, которую всю зиму обрабатывают специальными химическими реагентами, и, попав на территорию комплекса, они могут влиять на материалы, из которых он возведен…

И, конечно, мы делаем все, что в наших силах, чтобы поддерживать этот объект в надлежащем состоянии.

Читайте также:

Площадь на Васильевском. Проект административного центра острова «утонул» в бесконечных конкурсах

Зиночка с площади Труда: история милиционера из послевоенного Ленинграда


#монумент Героическим защитникам Ленинграда #история #площадь Победы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 81 (7903) от 07.05.2025 под заголовком ««Прорыв» на площади Победы».


Комментарии