Зиночка с площади Труда: история милиционера из послевоенного Ленинграда
«Молодая девушка в милицейской форме, запечатленная на снимках из нашего семейного архива, — это моя мама, Зинаида Ивановна Карнаухова. С 1951-го по 1953 год она была регулировщицей на площади Труда. Ее пост находился в самом ее центре, между трамвайными путями», — рассказывает Наталья КАРНАУХОВА.

Зинаида Ивановна Карнаухова вспоминает, что на посту на площади Труда она иногда чувствовала себя дирижером: чуть промедлишь — затор. Фото начала 1950‑х годов./ФОТО из семейного архива
Когда началась Великая Отечественная война, моей маме было десять лет. Она жила тогда в деревне Рыжово Краснохолмского района Калининской (ныне Тверской) области. Ее отец ушел на фронт, с детьми осталась мать, приходилось много трудиться, преодолевать испытания, но все выжили. Мама училась в школе, а летом и на каникулах помогала в колхозе (всем памятен призыв «Все для фронта, все для победы!»), вязала носки и варежки для Красной армии.
После школы мама пошла в сельскохозяйственный техникум, проучилась там два года, но в 1950 году из Ленинграда приехал ее дядя, Александр Наумов, и уговорил поехать с ним. Он служил в милиции, а его жена в годы блокады была регулировщицей на Дороге жизни. После окончания войны, уже в мирное время, она продолжила эту службу.
По словам мамы, ее очень впечатлила эта профессия. Правда, в отделе кадров милиции на нее посмотрели недоверчиво, спросили: «Девочка, а паспорт у тебя уже есть?»… Но все‑таки взяли. Пройдя обучение, мама, как и мечтала, стала регулировщицей. Уже тогда площадь Труда была очень оживленным местом с интенсивным движением. Трамваи, троллейбусы, такси, огромное количество грузовиков… А еще через площадь ходили много военнослужащих: в Новой Голландии находились военные части, рядом был флотский экипаж.
Специального «островка» для регулировщика не было: мама стояла между двух трамвайных линий. Опасно? Да, были происшествия, которые могли закончиться трагически. Однажды, по словам мамы, у грузовика чуть не отказали тормоза, и водитель успел остановить машину буквально в паре метров от нее. Потом долго извинялся…
Будка регулировщика находилась на краю площади, но в ней разрешалось укрываться только в ливень или сильный снегопад. А так надо было стоять посредине площади и направлять потоки транспорта. Смена — восемь часов. За это время маму два раза подменяли, чтобы она могла сходить поесть. Обычно — в буфет работников профсоюзов на втором этаже Дворца труда. А в доме между набережной Красного Флота (ныне Английской) и Красной (ныне Галерной) улицей был большой продуктовый магазин…
Несмотря на все трудности, по словам мамы, она всегда ходила на службу с радостью. Наверное, это и есть счастье — любить свою профессию. А сколько разных случаев было во время работы, каких только людей она не встречала! Нередко водители, проезжая, отдавали маме честь, что, конечно, и поднимало настроение, и наполняло гордостью за значимость своей работы.
Однажды начальник решил перевести маму на другой пост, на Васильевский остров, так водители буквально оборвали все телефоны, чтобы «их Зиночку» вернули на площадь Труда. Вернули…
Всего же в органах внутренних дел мама трудилась тридцать восемь лет. Сейчас ей девяносто три года, она с удовольствием вспоминает свои юные годы. Рассказывает о том, как после рабочего дня сотрудники нередко проводили время вместе: зимой катались на лыжах, летом участвовали в соревнованиях по плаванию. Пели в хоре, посещали кружки кройки и шиться, вязания. Нередко после рабочей смены кадровики водили сотрудников (буквально строем) в музеи, театры, на выставки...
Читайте также:
На секретном острове: Карл Булла сделал серию снимков Шлиссельбургской крепости
Пробуждение весны: «ледоход для многих петербуржцев — настоящее зрелище»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (7900) от 30.04.2025 под заголовком «Зиночка с площади Труда».
Комментарии