Почему сгорел гараж? История чрезвычайного происшествия у Сенной площади

«Вчера, 8-го марта, около 2 часов дня обитатели громадного дома О. А. Глазовой, под № 45 - 38, на углу Гороховой и Садовой улиц, были встревожены глухим взрывом, раздавшимся в глубине двора, в заднем одноэтажном каменном флигеле. Как оказалось, взрыв произошел в помещении гаража домовладелицы, где стояли три ее собственных автомобиля». Такую тревожную новость поместил в номере от 9 марта 1914 года «Петербургский листок».

Почему сгорел гараж? История чрезвычайного происшествия у Сенной площади | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Речь шла о старинном трехэтажном доме Саввы Яковлева в двух шагах от Сенной площади. За свою долгую историю он сменил немало владельцев, а в момент происшествия принадлежал вдове потомственного почетного гражданина Ольге Александровне Глазовой. Сама она в нем не жила, доверив дом управляющим.

«Потолок гаража оказался вырванным, - описывала газета последствия взрыва. - Оба мотора сейчас же вслед за взрывом были объяты пламенем. Силой взрыва верхняя часть стены на протяжении 1 сажени (2,13 м. - А. Ч.) обрушилась, завалив двор». Хорошо, пожарные приехали быстро и сбили огонь».

«От обоих сгоревших моторов осталась лишь бесформенная груда исковерканного железа, в чердачной кладовой посудного склада Мышкарева значительная часть посуды потрескалась и испорчена дымом и пожаром», - отмечал репортер.

Что же случилось? Незадолго до взрыва шофер уехал на одном из «моторов», а две другие заправленные бензином машины остались в гараже. Он был заперт на наружные замки, так что поджог вроде бы можно было исключить. Самовозгорание? Журналист констатировал: «Причина взрыва бензина, находящегося внутри герметически закупоренных баков моторов, в запертом сарае, не установлена».

Гаражи в ту пору горели довольно часто и по весьма различным причинам. Начать с того, что под них нередко приспосабливали случайные помещения. Редактор журнала «Автомобиль» Андрей Нагель в 1914 году поместил в своем издании очерк «Петербургские гаражи», где с горечью отмечал: «Автомобили, обыкновенно, хранятся в сараях, переделанных из экипажных сараев или конюшен, причем пожарная безопасность, конечно, никем не гарантирована».

В столичной городской управе долго не уделяли внимания правилам устройства гаражей. Лишь в 1908 году был выработан «Проект обязательного постановления для хранения бензина в помещении для бензино-моторов», а участковые приставы получили указание составить списки гаражей в подведомственных им районах и осмотреть их. Правда, интерес управы ограничивался только коммерческими гаражами, а частновладельческие выпали из сферы его внимания.

В 1910 году городские власти начали работу над документом «Об устройстве в С.-Петербурге гаражей и хранения легковоспламеняющихся веществ» с учетом зарубежного опыта. В 1912 году был даже отпечатан тиражом 200 экземпляров примерный текст постановления, чтобы специалисты могли внести в него коррективы, а для широкого обсуждения в 1913 году проект был опубликован в «Автомобильном справочнике для С.-Петербурга». Однако единый документ так и не был выработан, и, соответственно, гаражное законодательство так и не появилось.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#ЧП #пожар #история #гараж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 055 (6653) от 27.03.2020 под заголовком «Почему сгорел гараж».


Комментарии