По Ленинграду на «Рафике»

Маршрутки наподобие тех, что запечатлена на фотографии 1990 года, сделанной у станции метро «Звездная», давно уже ушли в прошлое. Это одиннадцатиместный микроавтобус марки «РАФ-2203» - такие машины производились на Рижской автобусной фабрике: официально они назывались «Латвия», но пассажиры называли их просто «Рафиками».

По Ленинграду на «Рафике» | Трасса 23-й маршрутки пролегала от станции метро «Звездная» в Колпино. ФОТО Александра СУХАНОВА

Трасса 23-й маршрутки пролегала от станции метро «Звездная» в Колпино. ФОТО Александра СУХАНОВА

К концу 1980-х годов общая численность таких маршруток в Ленинграде достигла 130, они обслуживали 15 маршрутов. В сравнении с другими видами общественного транспорта они за относительно небольшую плату (15 - 20 копеек) могли доставить пассажиров в нужное место быстрее и с большим комфортом. Кроме того, была возможность посадки и высадки в любом месте трассы по требованию.

Предшественником этого микроавтобуса был «РАФ-977», в свою очередь пришедший в июне 1965 года на смену устаревшим шестиместным автомобилям ГАЗ-12 «ЗИМ». В них стоимость проезда была установлена единая для всех маршрутов, она не зависела от продолжительности поездки и составляла один рубль с пассажира. Поездка в автобусе в то время была как минимум вдвое дешевле - 50 копеек за один тарифный участок.

Вообще же маршрутки как вид общественного транспорта впервые появились на улицах нашего города восемьдесят лет назад. С 6 апреля 1938 года таксомоторы (как в те времена называли автомобили такси) марки «М-1» производства Горьковского автозавода начали курсировать от Московского вокзала через Стрелку Васильевского острова до площади Льва Толстого.

Они ничем не отличались от стандартного таксомотора-«эмки»: черный кузов, фигурная трафаретная надпись «такси» на передних дверях, флажок таксометра с надписью «свободен» за лобовым стеклом (на рубеже 1940 - 1950-х годов их сменили зеленые огоньки, получившие в народе название «сонька»). И лишь табличка с маршрутом следования, закрепленная за ветровым стеклом, выдавала маршрутку.

Отличие от такси состояло исключительно в том, что здесь были фиксированные маршрут и плата за проезд. Вмещали тогдашние маршрутки четырех человек (трое сзади, один рядом с шофером). Посадка и высадка пассажиров производилась только на остановках. Маршрут делился на пять тарифных участков стоимостью 50 копеек каждый. Проезд на автобусе по аналогичной трассе обходился тогда в 70 копеек, а на трамвае - всего в 15 копеек. При этом маршрутное такси экономило пассажиру 15 - 20 минут по сравнению с другими видами общественного транспорта.

Годом позже, в 1939-м, был открыт второй таксомоторный маршрут, соединивший Финляндский, Витебский, Варшавский и Балтийский вокзалы (метро соединило эти четыре вокзала только спустя девятнадцать лет, в 1958 году).

В конце 1939 года в связи с началом «зимней» войны большинство ленинградских таксомоторов мобилизовали в действующую армию, и работа маршрутных такси была приостановлена. Именно «М-1» являлся наиболее распространенным легковым автомобилем в стране, поэтому им активно пользовался командный состав Красной армии. Недаром в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение» Георгий Жуков в исполнении актера Михаила Ульянова объезжает участки обороны Москвы, меся грязь прифронтовых дорог, именно на «М-1».

После войны на улицах Ленинграда маршрутных такси долгое время не было: они вернулись только в июне 1960 года. В это время на окраинах города ускоренными темпами возводились жилые районы, и маршрутки наравне с автобусами первыми осваивали новые направления. В городе было открыто сразу пять таксомоторных маршрутов. В 1970 - 1980-е годы появились таксомоторные маршруты, объединявшие важные объекты городской инфраструктуры, например, Московский, Фрунзенский универмаги и Гостиный двор. Действовали «маршруты выходного дня», соединявшие станции метро с местами массового отдыха ленинградцев - Пушкином, Павловском и Петродворцом.

#Ленинград #маршрутки #РАФ

Комментарии