По Ленинграду на «Рафике»

Маршрутки наподобие тех, что запечатлена на фотографии 1990 года, сделанной у станции метро «Звездная», давно уже ушли в прошлое. Это одиннадцатиместный микроавтобус марки «РАФ-2203» - такие машины производились на Рижской автобусной фабрике: официально они назывались «Латвия», но пассажиры называли их просто «Рафиками».

По Ленинграду на «Рафике» | Трасса 23-й маршрутки пролегала от станции метро «Звездная» в Колпино. ФОТО Александра СУХАНОВА

Трасса 23-й маршрутки пролегала от станции метро «Звездная» в Колпино. ФОТО Александра СУХАНОВА

К концу 1980-х годов общая численность таких маршруток в Ленинграде достигла 130, они обслуживали 15 маршрутов. В сравнении с другими видами общественного транспорта они за относительно небольшую плату (15 - 20 копеек) могли доставить пассажиров в нужное место быстрее и с большим комфортом. Кроме того, была возможность посадки и высадки в любом месте трассы по требованию.

Предшественником этого микроавтобуса был «РАФ-977», в свою очередь пришедший в июне 1965 года на смену устаревшим шестиместным автомобилям ГАЗ-12 «ЗИМ». В них стоимость проезда была установлена единая для всех маршрутов, она не зависела от продолжительности поездки и составляла один рубль с пассажира. Поездка в автобусе в то время была как минимум вдвое дешевле - 50 копеек за один тарифный участок.

Вообще же маршрутки как вид общественного транспорта впервые появились на улицах нашего города восемьдесят лет назад. С 6 апреля 1938 года таксомоторы (как в те времена называли автомобили такси) марки «М-1» производства Горьковского автозавода начали курсировать от Московского вокзала через Стрелку Васильевского острова до площади Льва Толстого.

Они ничем не отличались от стандартного таксомотора-«эмки»: черный кузов, фигурная трафаретная надпись «такси» на передних дверях, флажок таксометра с надписью «свободен» за лобовым стеклом (на рубеже 1940 - 1950-х годов их сменили зеленые огоньки, получившие в народе название «сонька»). И лишь табличка с маршрутом следования, закрепленная за ветровым стеклом, выдавала маршрутку.

Отличие от такси состояло исключительно в том, что здесь были фиксированные маршрут и плата за проезд. Вмещали тогдашние маршрутки четырех человек (трое сзади, один рядом с шофером). Посадка и высадка пассажиров производилась только на остановках. Маршрут делился на пять тарифных участков стоимостью 50 копеек каждый. Проезд на автобусе по аналогичной трассе обходился тогда в 70 копеек, а на трамвае - всего в 15 копеек. При этом маршрутное такси экономило пассажиру 15 - 20 минут по сравнению с другими видами общественного транспорта.

Годом позже, в 1939-м, был открыт второй таксомоторный маршрут, соединивший Финляндский, Витебский, Варшавский и Балтийский вокзалы (метро соединило эти четыре вокзала только спустя девятнадцать лет, в 1958 году).

В конце 1939 года в связи с началом «зимней» войны большинство ленинградских таксомоторов мобилизовали в действующую армию, и работа маршрутных такси была приостановлена. Именно «М-1» являлся наиболее распространенным легковым автомобилем в стране, поэтому им активно пользовался командный состав Красной армии. Недаром в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение» Георгий Жуков в исполнении актера Михаила Ульянова объезжает участки обороны Москвы, меся грязь прифронтовых дорог, именно на «М-1».

После войны на улицах Ленинграда маршрутных такси долгое время не было: они вернулись только в июне 1960 года. В это время на окраинах города ускоренными темпами возводились жилые районы, и маршрутки наравне с автобусами первыми осваивали новые направления. В городе было открыто сразу пять таксомоторных маршрутов. В 1970 - 1980-е годы появились таксомоторные маршруты, объединявшие важные объекты городской инфраструктуры, например, Московский, Фрунзенский универмаги и Гостиный двор. Действовали «маршруты выходного дня», соединявшие станции метро с местами массового отдыха ленинградцев - Пушкином, Павловском и Петродворцом.

#Ленинград #маршрутки #РАФ

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...