Памятник проверили в трубе. Как создавали обелиск «Городу-герою Ленинграду»
Этот снимок датирован мартом 1985 года. Автотранспортер подвозит на площадь Восстания верхний блок будущего обелиска «Городу-герою Ленинграду». Автор фото – главный инженер проекта Борис Брудно, участвовавший в разработке и возведении многих городских сооружений. Он подробно зафиксировал на пленку все этапы строительства памятника, а несколько лет назад передал свои негативы в ЦГАКФФД Санкт-Петербурга.

ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб
В соответствии с решением исполкома Ленгорсовета от 21 ноября 1983 года генеральным проектировщиком памятника был назначен «Ленгипроинжпроект». К этому времени авторы проекта архитекторы Владимир Лукьянов и Александр Алымов уже определились с местом установки - на площади Восстания. Отсюда, с Московского вокзала, увозили в эвакуацию ленинградских детей, здесь встречали в победном 1945 году возвращавшихся с фронта бойцов.
По воспоминаниям Бориса Брудно, в первую очередь следовало определить точное положение будущего обелиска: «Я знал, что на площади после сноса памятника Александру III остался не разобранным его фундамент. Для определения возможности использования (или неиспользования) его для наших нужд необходимо было знать конструкцию фундамента и его расположение».
В архивах удалось найти описание фундамента, и стало понятно, что он не годится. Потребовалось точно определить его местоположение. Специалисты треста геодезических работ и инженерных изысканий (ГРИИ) пробурили 56 скважин глубиной от 0,5 до 4,5 метра. Полученные контуры прежнего фундамента нанесли на топографический план. В итоге для нового памятника нашли другое место.
Еще на этапе разработки проекта необходимо было определиться с масштабами сооружения. Для этого поначалу планировали из дерева и металла изготовить модель в натуральную величину. Однако, как вспоминал Борис Брудно, когда чертежи были получены, стало ясно, что для их воплощения в жизнь нет ни времени, ни возможностей. Тогда нашли оригинальный выход: подвесили к стреле автокрана модель из пяти тросов, закрепленных на звезде и растянутых металлическими рамами. Однако полного впечатления не получилось. Тогда тросы обернули материей, раскрашенной под цвет гранита.
Естественно, особые требования были и к устойчивости обелиска, ведь верхний блок, установленный на нижний, должен был удерживаться только силой собственной тяжести. Памятнику предстояло стать вторым по счету в городе монументом после Александровской колонны, выточенным из цельного куска камня.
Поскольку ленинградские инженеры не имели опыта проектирования подобных сооружений, в НИИ им. А. Н. Крылова провели специальные испытания в аэродинамической трубе. По свидетельству Бориса Брудно, на одном из совещаний в Смольном кто-то из властей предержащих потребовал: «Если упадет атомная бомба, то дома могут разрушиться, а обелиск должен стоять!».
Для создания памятника использовали гранитные блоки из карьера «Возрождение». Они были отколоты от монолита точным взрывом и проверены на отсутствие трещин при помощи ультразвука. Весной 1985 года оба блока доставили в Ленинград. В апреле все работы были завершены: на вершине обелиска установили пятиконечную звезду. Чтобы не было повторения, звезду на шпиле здания станции метро «Площадь Восстания» заменили на букву «М». Памятник торжественно открыли 8 мая, в канун Дня Победы.
В течение полутора лет по просьбе Бориса Брудно трест ГРИИ вел наблюдения за вертикальностью объекта. В итоге никаких отклонений зафиксировано не было, и наблюдения прекратили.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 81 (6919) от 07.05.2021 под заголовком «Обелиск проверили в трубе».
Материалы рубрики
Синоптик рассказал, какой была погода 22 июня 1941 года
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии