Подземка как памятник культуры. Воспоминания об открытии ленинградского метро

Хочу поделиться своими воспоминаниями об открытии Ленинградского метрополитена. Как известно, для пассажиров его двери распахнулись 15 ноября 1955 года. Однако накануне, а может быть, за несколько дней до этого метрополитен был отдан детям. Я тогда училась в 10-м классе 325-й средней школы. Учебному заведению выделили десять пригласительных билетов для входа в подземку, и я оказалась в числе счастливчиков...

Подземка как памятник культуры. Воспоминания об открытии ленинградского метро | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

И вот мы вместе с классным руководителем оказались в метро. Осмотр мы начали с ближайшей станции – «Технологического института».

Конечно, мы читали о московской подземке, но то, что увидели сами, нас буквально потрясло. Можно представить, какое изумление нас охватило, когда после пасмурного серого ноябрьского утра мы оказались в ослепительно-ярких дворцах! Мы побывали на всех открывшихся станциях – как в нижних вестибюлях, так и в верхних, и не по одному разу. А какие восторженные разговоры были потом дома!..

Несколько лет назад на станции «Технологический институт» была размещена большая фотография, сделанная, очевидно, в тот день. Тогда все станции, электрички и эскалаторы были заполнены детьми-старшеклассниками. Взрослых почти не было видно. Причем никаких экскурсий не было, мы были предоставлены самим себе.

Но как же отличались дети того времени от современных! Я имею в виду даже не одежду: времена тяжелые, было не до нарядов. А вот поведение – совсем другое. Хотя все дети быстро удрали от сопровождающих учителей, на станциях, в поездах и на эскалаторах было очень тихо, разговаривали чуть ли не шепотом, никакой беготни и шалостей. Наверное, на нас ошеломляюще повлияла строгость и одновременно пышность убранства.

Особенно мне запомнились «Пушкинская», «Площадь Восстания» и «Автово». Вспоминаю, что на станции «Технологический институт» мы увидели на стенах барельефы выдающихся отечественных ученых, а между ними – лавровые венки. Понятно, так оно и было задумано архитекторами, но мы тогда, конечно, об этом не догадывались и спросили у учительницы: почему внутри венков нет портретов? Она остроумно ответила: мол, свободные места оставлены для вашего поколения.

Когда метрополитен начал регулярную работу, первые дни в городе о нем говорили с восхищением, с гордостью. И как-то не было речей: мол, на отделку ушло слишком много денег, что в городе можно было бы использовать их на более важные цели...

Постепенно все привыкли к метрополитену, он органично вписался в нашу жизнь и стал не просто удобным транспортным средством, но любимым, незаменимым памятником ленинградской культуры.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#метро #воспоминания #Петербургский метрополитен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (6848) от 22.01.2021 под заголовком «Метро как памятник культуры».


Комментарии