По льду - с ветерком. Как по замерзшей Неве в Петербурге ездили трамваи

Петербургскому ледовому трамваю 31 января исполнилось 125 лет. Хотя эта транспортная система, появившаяся в 1895 году, действовала не так долго - около полутора десятилетий, история ее не канула в Лету. Напоминают о ней сегодня некоторые документы, фотографии Карла Буллы более чем вековой давности и созданный на их основе макет, находящийся в Музее городского электрического транспорта на Васильевском острове.

По льду - с ветерком. Как по замерзшей Неве в Петербурге ездили трамваи | Фото: Public Domain

Фото: Public Domain

Самая необычная в России трамвайная линия поражала не только тем, что действовала с 1895 года от контактной сети, не имея ничего общего с классической конкой (электрический трамвай начал функционировать в северной столице почти десятилетие спустя, в 1907-м). Инженеры Общества финляндского легкого пароходства, осуществлявшего этот смелый проект, решили пустить вагоны прямо по замерзшей Неве, проложив там рельсы и установив вмороженные в лед столбы.

Один такой маршрут связывал Дворцовую площадь с Мытнинской набережной на Петербургской (ныне Петроградской) стороне, другой соединял Сенатскую площадь с Васильевским островом, а третий проходил от Суворовской площади к Выборгской стороне (позже от этой же площади трамваи стали ходить и в сторону нынешней Петроградской стороны).

Первая электрифицированная линия стала «большим удобством для обывателей Петербургской стороны», писал в 1895 году журнал «Всемирная иллюстрация»: за две копейки они получили «отличное скорое сообщение с центральными частями столицы».

По словам сотрудников «Горэлектротранса», зимы в ту пору стояли суровые, и пользоваться таким транспортом петербуржцы нисколько не опасались. За сезон эти линии обслуживали до 900 тысяч человек, а с наступлением весны, после ледохода, на тех же маршрутах начинали действовать паромные переправы.

Появление электрического трамвайного движения сдерживали, как могли, владельцы конок: объединившись, они создали Общество конно-железных дорог, которое оказывало жителям столицы транспортные услуги на правах монополиста. Но что примечательно: когда на улицах города все же появились первые электрические трамваи, их «ледяные» собратья продолжали с наступлением морозов исправно трудиться, перевозя пассажиров еще три года, вплоть до 1910-го.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#трамвай #транспорт #зима #история города

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (6617) от 04.02.2020 под заголовком «По льду на трамвае».


Комментарии