По льду - с ветерком. Как по замерзшей Неве в Петербурге ездили трамваи

Петербургскому ледовому трамваю 31 января исполнилось 125 лет. Хотя эта транспортная система, появившаяся в 1895 году, действовала не так долго - около полутора десятилетий, история ее не канула в Лету. Напоминают о ней сегодня некоторые документы, фотографии Карла Буллы более чем вековой давности и созданный на их основе макет, находящийся в Музее городского электрического транспорта на Васильевском острове.

По льду - с ветерком. Как по замерзшей Неве в Петербурге ездили трамваи | Фото: Public Domain

Фото: Public Domain

Самая необычная в России трамвайная линия поражала не только тем, что действовала с 1895 года от контактной сети, не имея ничего общего с классической конкой (электрический трамвай начал функционировать в северной столице почти десятилетие спустя, в 1907-м). Инженеры Общества финляндского легкого пароходства, осуществлявшего этот смелый проект, решили пустить вагоны прямо по замерзшей Неве, проложив там рельсы и установив вмороженные в лед столбы.

Один такой маршрут связывал Дворцовую площадь с Мытнинской набережной на Петербургской (ныне Петроградской) стороне, другой соединял Сенатскую площадь с Васильевским островом, а третий проходил от Суворовской площади к Выборгской стороне (позже от этой же площади трамваи стали ходить и в сторону нынешней Петроградской стороны).

Первая электрифицированная линия стала «большим удобством для обывателей Петербургской стороны», писал в 1895 году журнал «Всемирная иллюстрация»: за две копейки они получили «отличное скорое сообщение с центральными частями столицы».

По словам сотрудников «Горэлектротранса», зимы в ту пору стояли суровые, и пользоваться таким транспортом петербуржцы нисколько не опасались. За сезон эти линии обслуживали до 900 тысяч человек, а с наступлением весны, после ледохода, на тех же маршрутах начинали действовать паромные переправы.

Появление электрического трамвайного движения сдерживали, как могли, владельцы конок: объединившись, они создали Общество конно-железных дорог, которое оказывало жителям столицы транспортные услуги на правах монополиста. Но что примечательно: когда на улицах города все же появились первые электрические трамваи, их «ледяные» собратья продолжали с наступлением морозов исправно трудиться, перевозя пассажиров еще три года, вплоть до 1910-го.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#трамвай #транспорт #зима #история города

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (6617) от 04.02.2020 под заголовком «По льду на трамвае».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».