Памятник героизму. Как на реке Волхов строили ГЭС для электроснабжение Петрограда
Как мы уже сообщали, Петроградская подстанция Волховской ГЭС включена КГИОП в реестр объектов культурного наследия. Здание на улице Ленина, 4, построено в 1924 – 1926 годах по проекту архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха и является выдающимся образцом конструктивизма в промышленном строительстве.
ФОТО jesse orrico on Unsplash
В декабре 1920 года VIII Всероссийский съезд Советов утвердил Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). В Петрограде и его окрестностях этим планом намечалось строительство двух тепловых и трех гидроэлектростанций, в их числе была и Волховская ГЭС.
Идея создания гидроэлектростанции на реке Волхов появилась задолго до революции — проект электростанции в 1902 году разработал инженер Генрих Графтио. После того как сооружение Волховской ГЭС включили в план ГОЭЛРО, стройка стала приоритетной: новая станция должна была обеспечить электроснабжение Петрограда и его промышленности. Для того чтобы предоставить конечному потребителю ток нужного напряжения, предстояло соорудить на территории города комплекс понижающих подстанций, соединенных сетью подземных высоковольтных кабелей. 19 декабря 1926 года Волховская ГЭС дала первый ток. Одновременно заработала вся энергетическая система Волховстроя, включая и ленинградские подстанции.
В годы блокады Ленинграда, несмотря на постоянные обстрелы и бомбардировки, территория подстанции не пострадала. Подстанция снабжала электроэнергией стратегические и социально значимые объекты, в том числе водопроводную станцию, фабрику «Красное Знамя», судоремонтный завод и Левашовский хлебозавод. Как память о блокадном подвиге энергетиков на территории подстанции сохранилось конусообразное железобетонное навершие вентиляционной шахты бомбоубежища для укрытия сотрудников дежурной смены.
В 1942 году работники «Ленэнерго», в том числе обслуживавшие Петроградскую подстанцию, принимали участие в прокладке по дну Ладожского озера четырех ниток кабеля для электроснабжения Ленинграда, что позволило 23 сентября 1942‑го прорвать энергетическую блокаду города.
Читайте также:
Забытая станция. «Сторожа» Путиловской железной дороги нет на карте города
Заговор стихии. Наводнение, случившееся в сентябре 1924 года, стало для города знаковым
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7759) от 30.09.2024 под заголовком «Памятник героизму».
Комментарии