Забытая станция. «Сторожа» Путиловской железной дороги нет на карте города

На фотографии начала ХХ века — расположенная в черте Петербурга железнодорожная станция Пущино, о существовании которой нынче мало кто уже и помнит. Находилась она на Путиловской железной дороге, которая пересекала тогдашнее Петергофское шоссе (ныне — проспект Стачек).

Забытая станция. «Сторожа» Путиловской железной дороги нет на карте города | Станция Пущино служила внутренним перевалочным пунктом на территории Путиловского завода и регулировала проход составов на остров Вольный в сторону конечной станции  Новый Порт./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Станция Пущино служила внутренним перевалочным пунктом на территории Путиловского завода и регулировала проход составов на остров Вольный в сторону конечной станции Новый Порт./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Название станции шло от фамилии сенатора Ивана Петровича Пущина, отца декабристов Ивана и Михаила, который в 1813 году купил участок на Петергофской дороге. Он располагался между дачей княгини Дашковой и Санкт-Петербургским чугунолитейным заводом (будущим Путиловским).

Впрочем, после покупки участка у нового владельца начались трудности: при отсутствии межевого плана у него возник спор с крестьянами ближайших деревень — Волынкиной и Емельяновки, предметом которого стала прибрежная полоса Финского залива. Спор завершился только в 1854 году, когда Ивана Петровича уже не было в живых и дело вел его сын Николай.

В 1856 году из сибирской ссылки вернулся декабрист Иван Пущин, в столице ему проживать было запрещено, а вот на даче своего брата, что находилась тогда в пригороде, — пожалуйста. Впрочем, оставался он здесь недолго и переехал в Петербург: помогла сестра, мужем которой был влиятельный в определенных кругах генерал от инфантерии И. Л. Набоков.

При расширении территории Путиловского завода Пущины продали свой усадебный участок, и он был застроен. В 1870 – 1880 годах была проложена Путиловская железнодорожная ветка: она соединила завод и порт на Гутуевском острове с Варшавской, Николаевской и Петергофской железными дорогами. Линия была введена в эксплуатацию в 1881 году. Тогда на бывшей усадебной земле и появилась станция Пущино.

По территории завода курсировал поезд «Малютка». В особые дни к нему прицепляли специальный вагончик с диванами и мягкими подушками и возили гостей завода либо представителей дирекции, которые таким образом совершали что‑то вроде экскурсии, поглядывая по сторонам (вагон был открытым, только с навесом). По воспоминаниям рабочих, такие прогулки любил один из председателей правления завода А. И. Ляс­кий, которого за глаза называли «хозяин Ляшка»…

Наверное, самое знаменательное событие в истории станции произошло 31 марта 1915 года, когда сюда прибыл царский поезд. Николай II решил посетить завод и ознакомиться с его продукцией. В сопровождении свиты император на глазах у столпившихся рабочих сел в «Малютку» и совершил экскурсию по заводу, осматривая разные цеха.

Часть бывшей усадьбы, оставшаяся незастроенной, сохранила название Пущино. В конце XIX — начале ХХ века она пользовалась популярностью у рабочих Путиловского завода. Дело в том, что долгое время здесь добывали песок для предприятия, а образовавшиеся карьеры становились искусственными водоемами. Это и привлекало рабочих, которые устраивали здесь купания и пикники, благо рядом было несколько питейных заведений…

Во время октябрьских событий 1917 года установление контроля над станцией Пущино стало одной из задач рабочей организации Путиловского завода. А уже 29 октяб­ря отсюда отправился бронепоезд, изготовленный путиловцами, для отражения наступления войск генерала Краснова на Петроград.

Интересно, что станция фактически существует и сегодня, но работает только для внутренних перевозок по территории завода. Правда, таблички «Пущино» там нет, не обозначена станция и на карте города.

Читайте также:

Заговор стихии. Наводнение, случившееся в сентябре 1924 года, стало для города знаковым

Ассамблеи с угощением: их любил устраивать на берегах Невы Пётр I


#история #железная дорога #станция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7758) от 27.09.2024 под заголовком «Забытая станция».


Комментарии