От вождя остался клочок рубашки

О том, что торец «Нарвской», одной из восьми первых станций ленинградского метро, украшало когда-то мозаичное изображение Сталина, знают, наверное, многие. Уж слишком необычный это эпизод из истории нашей подземки: после развенчания «культа личности» мозаику спрятали, возвели фальшьстену, существующую там и сегодня. О судьбе произведения искусства по сей день можно услышать немало версий: говорят, будто бы оно сохранилось под толстым слоем штукатурки...

От вождя остался клочок рубашки | Мозаичное изображение «Сталин на трибуне» в торце «Нарвской» было создано на основе картины художника А. М. Герасимова «И. В. Сталин делает отчетный доклад на XVII съезде ВКП(б) (1939 г.)». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Мозаичное изображение «Сталин на трибуне» в торце «Нарвской» было создано на основе картины художника А. М. Герасимова «И. В. Сталин делает отчетный доклад на XVII съезде ВКП(б) (1939 г.)». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Оказывается, ничего подобного: в 1961 году мозаику демонтировали. Причем достаточно брутально - просто разбили отбойными молотками. Какое-то время куски бетона со смальтой хранились в мешках на складах, но они занимали много места, и их вывезли как строительный мусор.

Несколько сохранившихся фрагментов мозаики можно увидеть в интерактивном центре истории метрополитена, что у станции метро «Приморская». В основном это фрагменты с красной смальтой, создававшей фон изображения, и только на одном, предположительно, часть воротника рубашки вождя...

Вообще в оформлении станций ленинградской подземки в полной мере отразилась идеология разных лет. Особенно первых восьми, от «Площади Восстания» до «Автово», движение по которым открылось 15 ноября 1955 года.

Так, в подземном зале станции метро «Площадь Восстания» на бронзовых барельефных медальонах, увитых дубовыми листьями, были изображены ключевые моменты революции 1917 года. Всего барельефов было десять - по пять с каждой стороны (то есть по два одинаковых). Они располагались по хронологии слева направо, чтобы можно было проследить ход событий.

На первом барельефе (скульптор А. И. Далиненко) изображен Ленин, выступающий 3 апреля 1917 года с броневика у Финляндского вокзала после возвращения из эмиграции. Следующий сюжет - «В. И. Ленин в Разливе» (скульптор В. Б. Пинчук). На третьем медальоне (скульптор А. В. Разумовский) запечатлены матросы «Авроры», сходящие на берег, а на заднем плане и сам революционный крейсер.

Понятно, центральное место занимал барельеф «Штурм Зимнего дворца» (скульптор В. И. Татарович). И, наконец, последний сюжет - «Провозглашение Советской власти на II Всероссийском съезде Советов» (скульптор Г. Д. Ястребенецкий). Там был изображен Ленин, выступающий с трибуны.

При строительстве перехода на «Маяковскую» четыре барельефа пришлось снять - осталось шесть. Больше всего не повезло Татаровичу: убрали оба его медальона «Штурм Зимнего дворца», по одному - Пинчука и Разумовского...

В соответствии с начальными проектами центральное место в оформлении вестибюлей и подземных залов первых станций Ленинградского метрополитена должен был занять образ Сталина. Однако к моменту открытия метро в 1955 году наличествовало только три его изображения - на «Площади Восстания», «Технологическом институте» и «Нарвской». До наших дней из них сохранилось только одно - на «Площади Восстания». На барельефе Г. Д. Ястребенецкого Сталин стоит за спиной Ленина - между колонной и знаменем.

Четыре бронзовых медальона с изображениями «основоположников научного коммунизма» - Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина - первоначально украшали центральный овальный подземный зал «Технологического института». В связи со строительством перехода на станцию «Технологический институт-2» в 1961 году барельефы Сталина и Энгельса сняли, сейчас они находятся в интерактивном центре истории метрополитена.

Автору статьи удалось обнаружить на барельефах автографы их создателей. Как выяснилось, портрет Энгельса изваял уже упоминавшийся Григорий Данилович Ястребенецкий, барельеф с изображением Сталина - Татьяна Сергеевна Кирпичникова. В годы войны она находилась в осажденном городе, создавая портреты защитников Ленинграда. Наиболее известное ее произведение - бюст дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации В. И. Ракова на Аллее героев в Московском парке Победы.

Ленинская и революционная тема присутствовала и на других станциях первой очереди. Подземный зал «Кировского завода» украсил бюст Ленина, а торцевую стену подземного зала «Балтийской» - панно «1917 год», выполненное по эскизу художников Г. И. Рублева и И. Г. Рублева (отца и сына) в технике флорентийской мозаики.

И в дальнейшем тема Октябрьской революции продолжала активно использоваться в оформлении станций метро. Так, в кассовом зале «Площади Ленина» в 1965 году было установлено огромное мозаичное панно «Приезд В. И. Ленина в Петроград в апреле 1917 года» работы художников А. А. Мыльникова и А. Л. Королева. В торце «Елизаровской», открытой в 1970 году, - декоративная решетка с барельефом «Солдаты революции» (автор Д. М. Никитин). Над эскалаторным ходом станции «Гостиный Двор» в 1977 году был смонтирован витраж А. Л. Королева, посвященный расстрелу демонстрации 3 июля 1917 года на углу Невского и Садовой. Цветные стекла заполняют каркас из правильных шестиугольников, напоминающий мощение Невского в те времена.

О нелегальном возвращении Ленина из Финляндии в октябре 1917 года напоминает барельеф Ленина (скульптор Г. Д. Ястребенецкий) и памятная надпись на торцевой стене «Удельной», открытой в ноябре 1982 года. А в пространстве над эскалаторами «Новочеркасской», вступившей в строй в 1985 году, помещен витраж из цветного стекла под названием «Побеждающая революция» (художники В. Г. Леканов и В. П. Гусаров). Это было последнее обращение к революционной теме в оформлении ленинградского метро.

Стоит заметить, что в отличие от Москвы, где по разным причинам свое название и оформление поменял не один десяток станций подземки, у нас в постперестроечные времена переименовали только три: «Комсомольская» стала «Девяткино», «Красногвардейская» - «Новочеркасской», а «Площадь Мира» - «Сенной». Все остальные советские названия остались, включая «Площадь Ленина» и «Ленинский проспект». И в оформлении станций с тех пор никаких изменений по идеологическим причинам не производилось...

#Сталин #метро #Нарвская

Комментарии