Подкова вместо шайбы. Станцию метро «Фрунзенская» готовят к масштабной реконструкции

На Московском проспекте ждут перемен. Три вестибюля станций метро: «Фрунзенская», «Электросила», «Парк Победы», построенные по типовому проекту петербургских архитекторов Арона Гецкина и Валентины Шуваловой, будут реконструированы. Первой кардинально изменит свой облик «Фрунзенская». Вместо небольшого круглого строения в виде шайбы здесь появится здание высотой 28 метров с двумя подземными и пятью наземными этажами с очертаниями подковы.

Подкова вместо шайбы. Станцию метро «Фрунзенская» готовят к масштабной реконструкции | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ГУП «Петербургский метрополитен» объявило конкурс на реконструкцию вестибюля станции «Фрунзенская» с заменой эскалаторов, капремонтом наклонного хода и созданием единого диспетчерского центра предприятия. Наша газета уже не раз рассказывала, что метрополитен намерен создать здесь единый центр, именно поэтому «Фрунзенская» и стала первой в очереди на снос вестибюля, похожего на киоск. Кроме того, на месте бывшего молокозавода вырос огромный жилой массив, по сути, город в городе со своими новыми улицами, и эксплуатационный потенциал станция метро исчерпала. В ходе ее реконструкции в эскалаторном тоннеле вместо трех движущихся лент разместят четыре, чтобы увеличить пропускную способность станции.

Фрунзенская2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


По условиям конкурса работы распределены на два этапа. Первый — непосредственно снос нынешнего строения и возведение здания с вестибюлем, а также реконструкция наклонного эскалаторного тоннеля. На первый этап отводится около двух лет с момента начала работ, на этот период станция будет закрыта на вход и выход, поезда будут проходить ее без остановки. Второй этап — оснащение и развитие единого диспетчерского центра метрополитена (ЕДЦ), на который тоже отведено два года. По времени выполнение работ на первом этапе должно продлиться до 15 января 2027 года, второго, соответственно, до середины января 2029‑го. Впрочем, работы второго этапа не будут затрагивать интересы пассажиров подземки, которые в это время уже смогут пользоваться вестибюлем.

Проект будущего здания ЕДЦ рассматривался на Градостроительном совете Петербурга не один раз. Первый вариант представлял собой несколько выступающих строений, объединенных центральной частью, но этот проект не был до конца разработан. От здания-паука затем отказались, и в 2021 году представили другой проект, который в основном был одобрен, хотя его разработчикам рекомендовали пересмотреть некоторые детали, в частности, увеличить оконные проемы. В 2022‑м скорректированный проект утвердили.

Здание будет иметь форму подковы — с закруглением с тыльной стороны. Фасад, выходящий на Московский проспект, архитектурно разделен на три части: нижний стилобатный ярус; средний — с выступающими пилонами, с простенками; верхний — аттик с частыми пилонами. Стены будут облицованы серым известняком и юрским бежевым мрамором.

С постройкой нового здания на месте нынешнего вестибюля «Фрунзенской» диспетчерам мет­рополитена отведут третий этаж. Выше предусмотрено обустройство атриума с куполом. В нем планируют разместить ситуационный центр, где будут отрабатывать действия на случай не­штатных ситуаций. Площадь общего диспетчерского зала ЕДЦ составит 900 квадратных метров, еще около 100 «квадратов» отведут под ситуационный центр. Для естественного освещения в границах атриума предусмотрено устройство зенитного фонаря — специальной светопрозрачной конструкции на кровле. Это не новинка в архитектуре, такие инженерно-технические сооружения можно увидеть на кафедральных соборах, построенных еще в эпоху Возрождения.

Фрунзенская3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


При этом градсовет оценивал проект здания с учетом того, насколько оно будет вписываться в архитектурную среду 1940 – 1950‑х годов и возводимого тогда нового микрорайона. В резолюции Градостроительного совета проект признан «сомасштабным», то есть соответствующим перспективе этого участка Мос­ковского проспекта.

В новое здание переедут все диспетчерские службы, которые сейчас теснятся в управлении мет­рополитена у станции «Технологический институт». Необходимость формирования Единого диспетчерского центра назрела давно. Существующая служба не отвечает современным потребностям, в первую очередь по организации движения поездов. К тому же число линий растет.

Новое здание будет рассчитано на шесть диспетчерских кругов — на каждую из линий уже с учетом ввода в 2024 году первых двух станций шестой, коричневой, ветки метро. При этом будет предусмотрена возможность расширения диспетчерской службы до восьми кругов.

Готовясь к строительным работам, у вестибюля «Фрунзенской» два года назад соорудили и оборудовали современную трансформаторную подстанцию. Новая мощная подстанция на 1,3 МВт обеспечит электроэнергией как строительную площадку, так и будущий ЕДЦ — большое семиэтажное здание. К ней подведены силовые линии 6000 вольт, а трансформаторы понижают его до 220 вольт, на которые рассчитана как строительная техника, так и будущее оборудование ЕДЦ.

В ходе реконструкции благоустроят и прилегающую территорию. Здесь будут ­обустроены проезды, проложены проходы и площадки для пешеходов, выложенные гранитом, установлены светильники и скамейки. Вокруг здания разобьют газоны, существующие деревья и кустарники обещают по возможности сохранить. Кстати, одним из замечаний градсовета при утверждении проекта было требование увеличить площадь озеленения.

Четыре станции метро, расположенные на части Московского проспекта от Обводного канала до парка Победы, были открыты для пассажиров в апреле 1961 года. После «Фрунзенской» пойдут на реконструкцию однотипные вестибюли «Электросилы» и «Парка Победы», хотя сроки пока не определены. Напомним, уже скоро, в мае нынешнего года, должна завершиться реконструкция «Чернышевской», в ходе ее на станции будет увеличено с трех до четырех число эскалаторов. При этом на капитальный ремонт с полным закрытием для пассажиров в ближайшие месяц-два должна уйти «Удельная», подрядчик для проведения работ на этой станции уже определен.


#метро #Фрунзенская #реконструкция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (7612) от 28.02.2024 под заголовком «Подкова вместо шайбы ».


Комментарии