Образец «чухонского» модерна. История дома с головами леших на Невском проспекте
Сегодня принято ругать большевиков за то, что они, борясь с религией, устраивали в закрытых церквах кинотеатры. Однако, как выясняется, подобное случалось и при «царском режиме», причем причиной служила... коммерческая целесообразность.
Многим горожанам этот дом знаком еще и по располагавшемуся здесь кинотеатру «Знание». Впрочем, кинематограф живет в этих стенах и по сию пору. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Именно так поступила жена гвардейского полковника Мария Воейкова, затеявшая очередную перестройку в доме на Невском, напротив Троицкой улицы (ныне ул. Рубинштейна). При этом она приспособила под синематограф домовую церковь, устроенную здесь в середине XIX века, когда здание находилось во владении графини Н. Д. Бахметевой. Ее автором был известный архитектор Алексей Горностаев, поборник русского стиля.
Репортер «Петербургского листка» в сентябре 1908 года сетовал: «Перекрашенный, замазанный по местам зал церкви приспособлен к обыкновенному залу кинематографа. Явление, как хотите, довольно грустное... Закрытый храм представлял собой одну из лучших домовых церквей в столице. Сводчатый потолок и высокие стены были сплошь расписаны оригинальной стенной живописью в византийском стиле. Чудной, высокохудожественной работы резной иконостас представлял собой копию иконостаса московского Успенского собора».
Если устроить кинематограф в церковных помещениях удалось довольно быстро, то «перелицовка» дома, выходящего на главный проспект, застопорилась. Фасад, спроектированный в духе северного модерна гражданским инженером Симой Минашем, предстояло утверждать у императора.
В строительном уставе прямо указывалось, что фасады частновладельческих построек, выходящие на Невский проспект от Адмиралтейства до Лиговки, выносятся на «высочайшее утверждение». Внешний вид дома Воейковой сразу же вызвал нарекания за свою эпатажность. Техническо-строительный комитет МВД указал, что «детальную обработку фасада (крупными шахматами, червеобразными орнаментами и другими неопределенными формами) нельзя признать удачной», особенно на Невском.
Проект завис в инстанциях, поэтому 7 августа 1909 года мать домовладелицы, 72-летняя княгиня Мария Голицына, решилась написать лично председателю Совета министров П. А. Столыпину, чтобы ускорить дело. «Петр Аркадьевич, я обращаюсь к Вам с великой просьбой - так начиналось ее послание. Далее княгиня убеждала ускорить представление доклада государю: - Это очень важно, так как строительный сезон скоро кончается, и времени остается очень мало... Очень, очень прошу Вас поторопить это дело! Оно очень важно! Пропускать несколько месяцев из-за утверждения фасада, это очень большая потеря. Пожалуйста, помогите нам и простите». Премьер дал указание - ускорить, и дело завертелось.
Однако, несмотря на отмашку Столыпина, утверждение проекта произошло не так быстро, как, вероятно, надеялась княгиня-просительница. Градоначальник, получив исправленный проект, вновь указал, что в целом фасад не отвечает «монументальному характеру» Невского проспекта, и чертежи отправились по новому кругу.
Проект погулял по инстанциям, и к ноябрю 1909 года замечаний осталось совсем немного. Наконец, он был утвержден, и к осени следующего года дом построили. Печально, что старая княгиня, проталкивавшая экстравагантный проект через Столыпина, не смогла его увидеть: она скончалась весной 1910 года, когда строительство было в самом разгаре.
Изображения каких только диковинных зверей и птиц не увидишь на фасадах этого здания! / Фото Александра Дроздова
Вскоре после его завершения искусствовед Г. К. Лукомский пренебрежительно отозвался об этом здании как об образце «чухонского» (финского) модерна с «какими-то головами леших». Он подчеркивал, что все в архитектурном мире разделяют его мнение: нелепый фасад испортил вид Невского проспекта, а также отмечал, что многие изумлялись - как вообще мог быть утвержден подобный проект.
Проходят времена, и вкусы меняются: сегодня искусствоведы считают эту постройку наряду с другими подлинным украшением Невского проспекта. Борис Кириков отмечает, что дом Воейковой хоть и «не принадлежит к вершинам петербургского модерна», но интересен «мастерским исполнением фасадного декора». Владимир Лисовский также положительно оценивает включенные в каменную облицовку «стилизованные рельефы и маски, которые с успехом служат опознавательными знаками» избранной Симой Минашем «художественной манеры».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 050(6648) от 20.03.2020 под заголовком «Дом с головами леших».
Комментарии