Неизвестный адрес. В Стрельне нашли последнее место жительство поэта Константина Фофанова

Одним из многочисленных деятелей литературы и искусства, связанных со Стрельной, был поэт Константин Михайлович Фофанов. Здесь он провел свое детство и, по стечению обстоятельств, последний год жизни... Это факт известный, но вот некоторые детали и нюансы удалось выяснить только теперь благодаря материалам отдела рукописей РНБ.

Неизвестный адрес. В Стрельне нашли последнее место жительство поэта Константина Фофанова | Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Отец поэта, купец 3-й гильдии, разбогатевший на заготовке дров для столицы, будучи «смиренным христианином», постоянно снимал дачу в Сергиевской слободе, что раскинулась на восточной окраине Стрельны возле Свято-Троицкого Сергиева монастыря.

О счастливом детстве поэт вспоминал: «Я с няней и с братом гулял в сосновой роще... я увидел на земле... сосновую шишку; она очень поразила меня свой чешуйчатой темно-коричневой пирамидкой... Эта находка едва ли не первое впечатление моей жизни...».

В Стрельне будущий «поэт милостью Божьей», как впоследствии назвал Фофанова Репин, еще в детстве, по его собственным словам, «почувствовал душою всю прелесть бытия». В 1892 году в письме к поэту Аполлону Коринфскому Фофанов писал: «Уцелел ли тот деревянный домик, с садом и яблонями? Ей-богу, он был чудесен, или так мне казался мой младенческий рай. Я воспел его в стихах. Ты, верно, читал во втором томе стихов моих «Первую Зарю»? У меня там схвачено одно из первых моих впечатлений...».

В Стрельне Фофанов пережил и первую юношескую любовь: «Я нежно влюбился в первый раз на двенадцатом году. Глубже и чище этого чувства я не испытывал. Предмет моей любви была девочка десяти лет, дочь солдата. Мы жили тогда под Стрельной, на дачке»...

Обзаведясь большой семьей (у поэта было одиннадцать детей), Фофанов подолгу жил в Царском Селе, Новгороде, Старой Руссе. Около тринадцати лет он прожил в Гатчине, где, иногда шаля, писал и саркастические эпиграммы на гатчинских градоначальников. В 1907 году был обвинен в политической неблагонадежности и просидел под арестом неделю в гатчинской тюрьме.

Хоть и любил Фофанов Гатчину, но пришлось ему подыскивать новое местожительство. В этом ему помог давний покровитель писатель Анатолий Леман, посоветовав снять дачу в Стрельне, где сам жил с большой семьей на даче. Нашлась и свободная «дачка» близ монастыря.

Фофановы привезли туда два воза вещей. Жили постоянно, не выезжая на зиму. Семья была большая, кроме поэта и его жены с ними были дочь Варвара и три сына - Борис, Григорий и Константин. Последний «секретарствовал» у отца, возил его стихи в редакцию.

На праздники к Фофановым приезжали старшие дочери из пансионатов с подругами, по воспоминаниям старожилов, «в форменных платецах, коричневых и белых передниках». Часто к поэту приезжали литераторы и журналисты.

В Стрельне родились стихи Фофанова «Хорошо теперь в деревне», «Опять», «Тихая ночь над обителью мирною», «Возрождение», «Сны цветов», «Балтийские ночи», «При сладких песнях водосвятья», «На взморье», «В Юрьев день». Отсюда одному из своих адресатов он сообщал: «Всех городов на Руси мне дороже Стрельна».

5 мая, будучи в городе, поэт пригласил к себе на день рождения 18 мая Игоря Северянина. А 10 мая 1911 года в «Биржевых ведомостях» неожиданно появилось сообщение о серьезной болезни Фофанова. Поэт простудился, поднялась высокая температура.

Доктора, которые приехали 11 мая, констатировали крупозное воспаление легких. Надо было срочно перевозить больного в Петербург. Литературный фонд ассигновал на лечение и перевозку 50 рублей. На таксомоторе Фофанова отправили в больницу доктора Камераза на Васильевском острове. Но улучшения не наступило.

17 мая 1911 года поэт скончался, не дожив четырех часов до своего 49-летия. Деньги на похороны дали редакции «Биржевых ведомостей», «Нового времени», большую часть пожертвовал издатель «Санкт-Петербургских ведомостей» князь Эспер Ухтомской. 20 мая 1911 года Константина Фофанова похоронили на аристократическом петербургском Новодевичьем кладбище - рядом с могилой Врубеля.

Год спустя в Стрельне начали издавать газету «Дачница». Ее первый номер был целиком посвящен памяти К. М. Фофанова. На первой странице был опубликован автограф его последнего стихотворения, написанного в Стрельне в полдень 1 мая 1911 года: «Мелькают, как птицы, моторы, и пыль по дороге кружат...».

Уточнить последний стрельнинский адрес Константина Фофанова мне удалось благодаря хранящимся в отделе рукописей РНБ материалам поэтессы Нины Михайловны Ивановой-Романовой. Выйдя на пенсию, она жила в Стрельне и в 1971 году записала воспоминания 70-летнего Петра Григорьевича Сергеева. Он рассказал, что знал в детстве семью Фофановых, которая снимала в 1910 - 1911 годах квартиру у его отца Григория Лукича. В начале ХХ века дом значился под № 77 по Петербургскому шоссе, спустя семьдесят лет - под № 39 по Ленинградскому шоссе.

Дом пережил войну и был снесен в 1970-х годах, когда строили новый корпус Морской академии имени адмирала Макарова. Теперь на месте дома, где жил Фофанов, асфальтированная площадка. Ориентир - стоящий невдалеке старинный мраморный верстовой столб XVIII века, отмечающий 19-ю версту.

Материал был опубликован в газете под № 078 (6187) от 04.05.2018 под заголовком «Всех городов на Руси мне дороже Стрельна».

#РНБ #поэзия #Стрельна

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (6187) от 04.05.2018.


Комментарии