В РНБ открылась выставка «Светлейший сподвижник: взлет и падение»

Она посвящена Александру Даниловичу Меншикову (12+). Поводом стало 350‑летие со дня его рождения, отмечавшееся в ноябре. О личности сподвижника Петра Великого, до сих пор вызывающей дискуссии историков, рассказывают манускрипты из фондов отдела рукописей РНБ.

В РНБ открылась выставка «Светлейший сподвижник: взлет и падение» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Меншикова не случайно называли «правой рукой» Петра. Среди экспонатов — патент на чин капитана, который светлейший князь пожаловал офицеру английского флота от своего имени, а не от имени царя. Это было во время заграничной поездки Петра, совершенной им в 1716 – 1717 годах: именно тогда царь оставил Меншикова фактически вместо себя управлять государством.

Впервые на выставке представлен архив князя Григория Волконского, одного из первых российских сенаторов, начальника Тульского оружейного завода, за 1704 – 1717 годы. Он был лично обязан Меншикову своей карьерой.

— Архив Волконского до недавнего времени не был известен исследователям, мы практически случайно обнаружили его в собрании рукописной книги. И были поражены редчайшей находкой: два автографа Петра и более сотни — Меншикова! — говорит один из создателей выставки доктор исторических наук Алексей Алексеев, заведующий отделом рукописей РНБ.

…Ученые до сих пор спорят: кем был Меншиков по происхождению? Сам светлейший князь настойчиво продвигал версию о том, что он родом из литовско-польского шляхетского рода Менжиков. И потому свою фамилию нередко писал с буквой «ж» — «Менжиков».

— В советское время его фамилию писали с мягким знаком — Меньшиков, поскольку приоритет отдавали народному происхождению сподвижника Петра. То есть подчеркивали, что она происходит от слова «меньший». Так что мягкий знак в его фамилии служил своего рода «маркером» социального статуса, — рассказывает Алексеев.

Не случайно в историческом романе Алексея Толстого «Петр Первый» фамилия царского сподвижника фигурирует исключительно с мягким знаком. До революции он воспринимался как «первый слуга» императора, а в произведении Толстого светлейший князь был представлен как выходец из простонародья, протянувший руку Петру…

За многие годы пребывания у власти Меншиков нажил себе немало врагов, что в конечном итоге способствовало краху его политической карьеры. Недаром один из разделов выставки так и называется: «Недруги и падение». Противниками Меншикова были аристократические роды Голицыных и Долгоруких. Враждебную позицию по отношению к Меншикову по многим вопросам занимал Правительствующий Сенат.

— Меншиков и сам был не без греха: на протяжении своей карьеры оказывал покровительство одним людям и отказывал в покровительстве другим. А нередко, выстраивая хитрые комбинации в борьбе за власть, он изменял свое отношение к тем, кто были его ближайшими союзниками, — говорит Алексеев. — Достаточно вспомнить, как он расправился с графом Петром Толстым, генералом Иваном Бутурлиным и своим собственным зятем Антоном Девиером — первым полицмейстером Петербурга. Девиера Меншиков отправил в ссылку, а Толстого «законопатил» на Соловки, где тот умер в возрасте восьмидесяти с лишним лет…

В итоге схватку за власть про­играл сам Меншиков. Но вот что примечательно. Многие петербургские градостроительные проекты, начатые при его участии, были затем осуществлены в царствования Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Так что в немалой степени именно благодаря Меншикову наш город к середине XVIII века обрел основные черты своего неповторимого облика, запечатленные на знаменитых гравюрах Михаила Махаева.


#выставка #РНБ #Меньшиков

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (7572) от 24.12.2023 под заголовком «Манускрипты светлейшего».


Комментарии