Не вписалось. Почему творение архитектора Горностаева снесли как «уродливое»

В июле 1929 года один из крупных заголовков в «Ленинградской правде» гласил: «Часовню – на слом». А эта фотография как нельзя точно иллюстрирует то, что происходило дальше.

Не вписалось. Почему творение архитектора Горностаева снесли как «уродливое» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Речь о часовне Спаса Нерукотворного Образа (Христа Спасителя) у Гостиного двора. Она относилась к Гуслицкому Спасо-Преображенскому монастырю, созданному в середине XIX века в Подмосковье по инициативе Александра II с целью обратить в православие местное старообрядческое население.

Миниатюрное культовое сооружение в «русском стиле», расположенное напротив башни Городской думы, было возведено архитектором Алексеем Горностаевым в начале 1860-х годов и стало одной из последних работ этого зодчего. В народе часовня была весьма популярна. К ней стекались и гостинодворские торговцы, и промышлявшие здесь извозчики, и работный люд.

Построенная на бойком месте, на перекрестье людских потоков, кубическая в плане часовня с глубокими арочными порталами напоминала тетрапилон –  ворота с проходами со всех четырех сторон, которые устанавливались в античные времена на значимых транспортных магистралях.

Часовня была весьма живописна: краснокирпичная, обведенная над карнизом крупными кокошниками и увенчанная золоченой луковичной главкой. Однако в архитектурное окружение она явно не вписывалась. Именно поэтому даже общество «Старый Петербург», в центре внимания которого находились вопросы охраны, изучения и восстановления памятников прошлого, поддержало ее снос, назвав сооружение «уродливым».

В конце 1980-х годов изображение снесенной часовни фигурировало на вызвавшей огромный резонанс выставке «Утраченные памятники архитектуры Петербурга –  Ленинграда». Впрочем, о планах ее восстановления на прежнем месте не слышно. Как отмечает современный историк архитектуры Владимир Лисовский, грузный объем часовни препятствовал визуальной перекличке колоннад Михайловского дворца и портика Перинной линии, потому ее снос в отличие от большинства других подобных акций вполне оправдан градостроительными соображениями.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#архитектура #история #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (6962) от 09.07.2021 под заголовком «Не вписалось».


Комментарии