Не хватает высотной доминанты. Почему башня на площади Мужества так и не появилась?

Площадь Мужества нередко производит впечатление какой‑то незавершенности. Как будто бы ей чего‑то явно не хватает. Чего же именно? Возможно, яркой высотной доминанты? Она действительно должна была появиться: башню предполагалось построить на углу Политехнической улицы и проспекта Непокоренных. Она регулярно появлялась в проектах начиная с 1960 года. Ее судьба и назначение долго оставались неясными, но композиционное значение подтверждалось с каждым новым планом застройки площади.

Не хватает высотной доминанты. Почему башня на площади Мужества так и не появилась? | Проект башни и домов-пропилеев, предложенный в 1966 году архитекторами Владимиром Поповым и Юрием Песоцким./Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга/ РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Проект башни и домов-пропилеев, предложенный в 1966 году архитекторами Владимиром Поповым и Юрием Песоцким./Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга/ РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Собственно говоря, создание регулярного пространства там, где сегодня расположена площадь Мужества, было намечено еще генпланом Ленинграда 1935 года. Речь шла о создании площади, которая бы пришла на смену достаточно хаотичному оживленному перекрестку, на котором под разными углами сходилось несколько улиц.

Тогда площадь условно именовали Спасской — по старым названиям проспекта Непокоренных (Большой Спасской улицы) и улицы Карбышева (Малой Спасской). После войны она чаще именовалась Муринской площадью — по примыкавшему к ней 2‑му Муринскому проспекту.

Первый план будущей площади появился в 1960 году. Создан он был архитекторами 2‑й мастерской института «Ленпроект» Виктором Беловым (руководителем), Логином Шретером и Николаем Зазерским.

Белов - главное здание на пл Мужества ГМИ 19690-е.jpg
Эскизный проект «Главного здания на площади Мужества» архитектора Виктора Белова, созданный в 1967 – 1968 гг. 22‑этажное здание он предполагал увенчать позолоченным шпилем со звездой, украсить колоннадой на верхних этажах и скульптурами./Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга/РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

В 1965 году, к 20‑летию Победы в Великой Отечественной войне, появилось название площадь Мужества, поскольку недалеко находится мемориальное Пискаревское кладбище, а годом раньше магистраль, ведущая к нему, получила наименование проспекта Непокоренных. Поэтому все дальнейшее проектирование велось с учетом придания площади мемориального характера.

В планах 1965 – 1973 годов в юго-восточном углу площади неизменно фигурировала башня, менялись лишь ее высота и конфигурация. В проекте 1967 года это был 17‑этажный соцбыткорпус завода «Красный Октябрь», которому и принадлежал участок. В корпусе также предполагалось отвести место под общегородские столовые и учреждения бытового обслуживания. Против этого резко возражали представители завода. «Предприятие режимное», — напоминали они на обсуждении.

Существовали и альтернативные варианты. Так, архитекторы 6‑й мастерской Владимир Попов и Юрий Песоцкий предложили возвести четыре 20‑этажных дома на въезде со 2‑го Муринского проспекта, а башню высотой 30 этажей должен был увенчивать шпиль. Один из интересных вариантов башни предложили Логин Шретер и Людвиг Шимаковский в 1973 году: шпиль у башни был невысокий, а вот приставные вертикальные шахты придавали ей черты «космической» архитектуры.

К началу 1970‑х годов судьба башни определилась точно: в ней предполагалось разместить конструкторское бюро, администрацию, столовые и ряд бытовых помещений. Только сам завод с осуществлением проекта не спешил, поскольку Министерство авиационной промышленности не выделяло средств на сооружение высотного здания.

В 1974 году при строительстве тоннеля метро между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», как известно, произошел размыв. И случился он как раз поблизости от предполагаемого участка строительства башни. Из-за размыва обрушились части двух зданий расположенного поблизости, на Политехнической улице, НПО «Аврора», а «Красному Октябрю» пришлось разбирать двухэтажное здание своего пропускного пункта и строить его в трехэтажном варианте чуть восточнее. 

Это происшествие заставило руководство засомневаться: а нужно ли вообще возводить высотное сооружение? Поэтому его проектирование к концу 1970‑х годов было приостановлено. И пока архитекторы еще «грезили» созданием ан­самбля площади, «Красный Октябрь» выстроил в 1978 году столовую (корпус № 78), а к 1985 году механический корпус № 84: оба они четырехэтажные, выходят на проспект Непокоренных.

С тех пор к идее высотной доминанты на площади Мужества больше не возвращались, хотя с градостроительной точки зрения необходимость в ней все равно остается.

Читайте также:

Модерн в глубине двора: как дом Дубровича сохранил следы трёх эпох

Тот, кто построил заново. Павловский дворец восстанавливали по проекту Фёдора Олейника


#Площадь Мужества #башня #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (7926) от 11.06.2025 под заголовком «Башня на площади Мужества».


Комментарии